Разработчики объявили новую дату выхода S.T.A.L.K.E.R. 2 — сентябрь 2024 года Релиз игры переносят уже в пятый раз. Работу над ней пришлось прервать из-за российского вторжения в Украину
Украинская студия GSC Game World в середине января снова перенесла выход игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. Теперь релиз запланирован на 5 сентября 2024 года — и разработчики подчеркивают, что это финальная дата. Вместе с анонсом они выпустили новый, малоинформативный трейлер, в котором несколько персонажей просто сидят у костра и слушают, как один из них играет на гитаре. Также пользователи заметили, что на странице проекта в онлайн-магазине Epic Games Store появились скриншоты с обновленным интерфейсом. «Медуза» рассказывает (незаконченную) историю создания долгожданной игры.
Сначала посмотрите самый свежий трейлер
Создание S.T.A.L.K.E.R. 2 продвигается с большим трудом
Официальный анонс продолжения игровой серии S.T.A.L.K.E.R. состоялся еще в 2010 году, но вскоре GSC Game World столкнулась с финансовыми трудностями и была вынуждена провести сокращения. В декабре 2011-го появилась новость, что основатель и глава компании Сергей Григорович закрыл студию и распустил всех сотрудников.
Следующие несколько месяцев о статусе проекта поступала противоречивая информация. В январе 2012-го представитель GSC Game World Олег Яворский сообщил, что команда продолжает работать над S.T.A.L.K.E.R. 2 без финансирования и находится в поисках инвесторов. В апреле в официальном аккаунте игры в фейсбуке разработчики объявили, что не могут продолжить создание игры из-за проблем с авторскими правами.
Сам Григорович сделал «неофициальное» заявление, в котором объявил об уходе из разработки видеоигр и передаче прав на бренд S.T.A.L.K.E.R. издательству Bethesda. Позже эту информацию опровергли, а бывшие сотрудники GSC Game World, включая Яворского, при поддержке новых инвесторов основали компанию Vostok Games и занялись разработкой проекта Survarium.
Работу над S.T.A.L.K.E.R. 2 возобновили (судя по всему, с чистого листа) в мае 2018 года — сообщалось, что на тот момент игра находилась на стадии дизайн-документа, а неожиданный анонс Григорович мог намеренно сделать в преддверии игровой выставки E3, чтобы найти на ней издателя для проекта. Дату выхода назначили на 2021 год.
Игру переносили уже пять раз — сейчас разработчикам нужно больше времени на доработку проекта
Первый трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2 показали летом 2020 года на презентации Microsoft, в ходе которой демонстрировались игры для новой консоли Xbox Series X. Через год на аналогичном мероприятии разработчики показали трейлер с игровым процессом и первый раз перенесли возрожденный проект. Тогда игру пообещали выпустить 28 апреля 2022 года, но уже в январе 2022-го дату релиза передвинули на 8 декабря.
Причиной переноса назвали необходимость дополнительного тестирования. «Мы убеждены, что разработка должна длиться столько, сколько потребуется, особенно в случае подобного проекта», — говорилось в официальном заявлении.
После полномасштабного российского вторжения многие украинские компании, включая GSC Game World, были вынуждены приостановить работу, что также отразилось на сроках выхода игры. В марте 2022-го СМИ сообщали, что студия перевозит сотрудников в Прагу; в мае компания объявила фанатам о возобновлении разработки S.T.A.L.K.E.R. 2.
Дата выхода игры сдвинулась сначала на 2023 год (без конкретной даты), а позже появился трейлер, в котором в качестве релизного окна был указан уже первый квартал 2024 года.
Теперь игру обещают выпустить в сентябре 2024-го. Основной причиной последнего переноса S.T.A.L.K.E.R. 2 разработчики вновь назвали необходимость дополнительной доработки и полировки игры. По их словам, с технической точки зрения проект все еще несовершенен и не соответствует высоким ожиданиям фанатов.
Разработчики обещают, что S.T.A.L.K.E.R. 2 будет большой игрой с живым миром
Новая игра станет продолжением оригинальной трилогии S.T.A.L.K.E.R. Разработка первой части серии длилась около шести лет и тоже проходила не очень гладко: в процессе создания у проекта полностью поменялась концепция, а его релиз несколько раз откладывался, из-за чего в русскоязычной среде он получил шутливое название «ждалкер». Разработчики были настроены амбициозно и планировали бросить вызов Doom 3 и Half-Life 2 — двум другим популярным шутерам с видом от первого лица начала 2000-х годов. Однако далеко не все обещания получилось реализовать в финальной версии.
События первой игры разворачиваются в альтернативной реальности на территории так называемой «Зоны», основанной на локациях зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Источниками вдохновения для разработчиков послужили повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и фильм Андрея Тарковского «Сталкер», хотя сюжетно игра никак с ними не связана. Основное время игрок проводит, выполняя задания местных неигровых персонажей, сражаясь с мутантами и собирая артефакты с уникальными свойствами.
Действие S.T.A.L.K.E.R. 2 также будет разворачиваться на территории Зоны через некоторое время после событий оригинальной трилогии. Новым главным героем будет сталкер по имени Скиф. По словам разработчиков, игрокам не обязательно знать о том, что происходило в первых трех играх, чтобы полноценно насладиться продолжением.
На официальном сайте игры рассказывается, что S.T.A.L.K.E.R. 2 работает на движке Unreal Engine 5, может похвастаться нелинейным сюжетом, официальной поддержкой модов и многопользовательским режимом, который выйдет в виде бесплатного обновления через какое-то время после релиза. В разделе часто задаваемых вопросов разработчики уточняют, что полноценный открытый бесшовный мир будет занимать более 60 квадратных километров, а прохождение с поиском всех секретов займет более 100 часов. Продолжительность сюжетной линии оценивается разработчиками примерно в 40 часов.
Журналисты рассказывают и про усовершенствованную систему A-Life, известную по предыдущим частям и отвечающую за наполнение мира S.T.A.L.K.E.R. 2 жизнью. Игроков ждет полноценный цикл смены дня и ночи, динамические погодные условия и реалистичная симуляция окружения. Иными словами, другие персонажи, группировки и мутанты будут жить самостоятельной жизнью и сталкиваться между собой, делая каждое прохождение уникальным. Вдобавок главный герой будет испытывать голод и сонливость, страдать от кровотечений и последствий радиации, что также отразится на игровом процессе.
Ранняя сборка игры утекла в сеть еще летом прошлого года
После начала вторжения в Украину студия GSC Game World осудила действия российских войск и заявила, что не будет продавать S.T.A.L.K.E.R. 2 на территории России. Подзаголовок игры был изменен в соответствии с транслитерацией с украинского языка — с Heart of Chernobyl на Heart of Chornobyl. Также стало известно, что у шутера не будет русской озвучки — только английская и украинская. При этом игрокам оставили возможность выбрать субтитры на русском языке.
В марте 2023 года хакеры получили доступ к нескольким десяткам гигабайтов материалов по S.T.A.L.K.E.R. 2, включая сюжет, описание кат-сцен, концепт-арты и глобальные карты. Они потребовали от студии «извиниться за недостойное отношение к простым игрокам» из Беларуси и России, вернуть русскую озвучку и восстановить официальное сообщество игры во «ВКонтакте». В противном случае хакеры угрожали выложить все материалы в открытый доступ. Разработчики подтвердили факт взлома, но отказались выполнять условия, призвав сообщество игнорировать утечку.
Несколько месяцев спустя в сеть попал полноценный билд игры, причем взломать его смогли при помощи утекших ранее файлов. Сообщалось, что речь шла о ранней сборке версии 0.3.0. В ней присутствовали актуальные файлы и материалы, но фактически речь шла о черновом билде с устаревшим игровым миром, по которому сложно было судить о реальной готовности игры. Реакция разработчиков мало чем отличалась от заявления, посвященного предыдущей утечке.
Демоверсию игры показали на выставке Gamescom 2023, и она в целом понравилась журналистам
В прошлом году разработчики привезли на выставку Gamescom в Кельне демоверсию S.T.A.L.K.E.R. 2, впервые показав игру публике. Западные журналисты, которым удалось познакомиться с ней, отметили высокий уровень реализма и, как следствие, высокий уровень сложности. Издание PCGamesN отмечает, что иногда достаточно буквально одного неверного действия, чтобы героя убили в обычной перестрелке. Простые действия вроде перезарядки или лечения требуют больше времени, чем во многих других играх, заставляя пересматривать свой подход к сражениям.
Редактор GamesRadar похвалил проработанное оружие (его в игре будет более 30 видов, также предусмотрена возможность его модифицировать) и общую мрачную атмосферу, но отметил, что разработчикам нужно серьезно поработать над искусственным интеллектом противников. Он также добавил, что в игре практически не используются возможности движка Unreal Engine 5 — окружающему миру, местной флоре и фауне ощутимо не хватает деталей. Журналист добавил, что рад очередному переносу игры (на тот момент релиз был назначен на первый квартал 2024 года) и что он будет не против, если игру отложат еще, если потребуется, чтобы доработать.
А вот один из пользователей DTF, побывавших на выставке, игру раскритиковал, отметив огромное количество багов, невнятную стрельбу и слабое, учитывая возможности движка, визуальное оформление. Он тоже отметил, что разработчикам следовало потратить больше времени на доработку демоверсии.
S.T.A.L.K.E.R. 2 не анонсирована для PlayStation 5, но шанс выхода игры на этой консоли есть
Разработка S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl ведется для PC и игровых консолей Xbox Series X|S. Причем обладатели подписки Xbox Game Pass получат доступ к игре сразу в день релиза без дополнительной платы. Версии S.T.A.L.K.E.R. 2 для других платформ, в частности, для PlayStation 5, пока не анонсированы. Издание The Verge, ссылаясь на утекшие внутренние конфиденциальные документы, сообщало, что Microsoft заключила с GSC Game World сделку по консольной эксклюзивности игры на три месяца. По истечении этого срока разработчики могут выпустить (или как минимум анонсировать) игру на платформах конкурентов.