Здесь все по кайфу Что происходит вокруг фильма «Безумный Макс»
В середине мая в широкий прокат вышел фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» — один из самых зрелищных и стильных блокбастеров 2015 года. Критики — как западные, так и российские — полны восторгов, и «Медуза» с ними согласна. В этой статье мы не будем рассказывать про сам фильм (кажется, это совсем бессмысленно — лучше один раз увидеть), но сосредоточимся на той шумихе (в хорошем смысле), которую спровоцировало возрождение «Безумного Макса». Практически без спойлеров.
Конечно, «Безумный Макс» — это не новые «Мстители», в которых пытливые зрители обнаружили весь список грехов человеческих; от унижения женщин (в лице «Черной Вдовы») до фашизма. Впрочем, картина Джорджа Миллера тоже кое-кого обидела. Известный антифеминистский блог Return of Kings обвинил фильм в «феминистской пропаганде» и призвал к бойкоту «Безумного Макса». Автор этих заявлений — Аарон Клейри — фильм не смотрел, но ему хватило трейлеров, чтобы понять, что героиня Шарлиз Терон помыкает Максом, отдавая ему приказы. «Никто не может кричать на безумного Макса», — уверен Клейри.
Блогер в чем-то прав: в фильме Макс действительно выглядит второстепенным персонажем на фоне Фуриозы — военачальницы, разъезжающей на огромном грузовике. Режиссер на самом деле приглашал активистку феминистского движения, чтобы проконсультировать актрис, игравших молодых жен главного злодея. Однако чтобы отнестись к фильму как к «троянскому коню, который феминисты и голливудские леваки используют, дабы доказать равенство мужчин и женщин по всем аспектам» (и поэтому требовать его бойкота), нужно быть крайне упорным антифеминистом.
Впрочем, есть, как минимум, одна вещь, которая может обидеть Макса Рокатански и его поклонников куда сильнее, чем строгие приказы Фуриозы. Журнал Consumer Reports американской некоммерческой организации «Союз потребителей» подготовил список автомобилей, которые лучше подойдут для езды по миру «Безумного Макса».
В фильме у героя Ford XB Falcon с двигателем V8 — по мнению Consumer Reports, не слишком надежный и экономичный для будущего с такими опасными дорогами и постоянным дефицитом топлива. Поэтому журнал взял список из 1,1 миллиона машин, участвовавших в ежегодном читательском исследовании, и выбрал из них те, которым чаще других удалось проехать 200 тысяч миль (примерно 320 тысяч километров).
Так в список попали пять моделей Toyota и пять Honda (однако ни одна из предложенных машин не может соревноваться по крутизне с Ford XB Falcon). Более того, словно издеваясь над Максом, который по сюжету потерял жену и ребенка, Consumer Reports предлагает ему несколько семейных автомобилей, отдельно подчеркивая, как они удобны для поездок с родней.
Гораздо интереснее кажется предложение команды «Формулы 1» Lotus F1, которая представила, как бы выглядел в безрадостном будущем гоночный автомобиль. Парные задние колеса, огнеметы, шипы по бокам, копья и черепа — вот и весь набор аксессуаров, превращающих безликий болид в потенциального покорителя пустынь.
В России команде Lotus F1 нашелся серьезный ответ — грузовик Mad Max, построенный на базе ЗИЛа. Он принадлежит байкерскому клубу «Ночные волки» и сопровождает мотопробеги. Например, в середине мая он оказался в Луганске.
Автором этого грузовика считают лидера «Ночных волков» Александра «Хирурга» Залдостанова, а сооружен он по мотивам машины из оригинальной трилогии «Безумный Макс». В одном из старых интервью Хирург рассказывал, что в бочке бензовоза, прикрепленной к грузовику, находится раскладная сцена. В каком-то смысле российские байкеры предвосхитили музыкальный грузовик из нового «Безумного Макса», который получил неласковое название «Фургон Тупицы».
Впрочем, грузовик «Ночных волков» мало похож на бензовоз из второго «Безумного Макса». Зато угловатый кузов переделанного ЗИЛа отдаленно напоминает грузовик из картины «Battletruck» 1982 года — фильма из десятки «самых глупых и беззастенчивых клонов „Безумного Макса“», снятого в Новой Зеландии.
Пока ЗИЛ «Ночных волков» колесил по России и соседним странам, на другом конце света — в Австралии — к зданию сиднейского оперного театра подогнали настоящий тягач Фуриозы из новой картины Миллера. А заодно и другие машины и мотоциклы (и группу актеров) из фильма. Нашлось место даже тому самому Тупице, который играет на гитаре-огнемете на грузовике с кучей колонок и гигантскими барабанами.
Создатели фильма гордятся машинами, которые у них получились. И речь идет не о двух-трех «главных» автомобилях на фоне всех остальных — для «Безумного Макса» придумали и построили около сотни разных машин. Тут как с актерами: есть положительные герои, а есть отрицательные; есть герои первого и второго плана, а также массовка — но все они проработаны с вниманием к деталям.
Еще до выхода картины Warner Bros. опубликовала галерею полутора десятков самых важных автомобилей. На сайте компании можно рассматривать машины под разными углами и почитать описания. Правда, до просмотра фильма половина текста будет выглядеть абракадаброй. «Турбированное, заряженное азотом пятиоконное Deuce Coupe — мечта любого знатока хот-родов и идеальное авто для молодого Накса — ревностного последователя и стрелка в армаде цитадели. Он ставит веселье превыше всего, а ярость и мощь своего V8 возводит в идолы, надеясь, что тот поможет ему достичь валгаллы». Только после фильма можно по-настоящему понять, о чем это все.
Похожим образом обстоит дело и с другими промо-материалами: на плакатах к «Безумному Максу», которые студия заказала разным дизайнерам (и получила в итоге постеры в различных стилях), после просмотра обнаруживаешь множество мелочей, прежде скрытых от внимания — и начинаешь лучше понимать логику художников. А на набросках к фильму попадаются сцены и автомобили, которые так и не были воплощены в жизнь.
Наконец, строго после просмотра фильма следует изучить обстоятельный материал «Афиши» о том, как снимался новый «Безумный Макс». Автор материала собрала много интересных подробностей про автомобили, постановку трюков (многие из них актеры выполняли сами), компьютерную графику (она все-таки присутствует, хотя съемки велись «вживую») и большое количество монтажных склеек, делающих фильм очень динамичным.
Возможно, все эти компоненты вместе и позволили снять фильм, претензии к которому предъявляет только один человек — антифеминист, даже не смотревший «Безумного Макса».