«Почему я пошутил? Потому что сейчас разврат везде» Интервью муфтия Исмаила Бердиева, выступившего за обрезание женщин
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев 17 августа поддержал практику женского обрезания. «Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась», — заявил муфтий (подробнее об этом читайте тут). Заявление прозвучало вскоре после публикации доклада «Правовой инициативы», посвященного этой процедуре; правозащитники отмечали, что эта практика применяется и в России, в частности в некоторых районах Дагестана. Корреспондентка «Медузы» Саша Сулим поговорила с Исмаилом Бердиевым, который заявил ей, что просто «пошутил».
— Правильно ли мы поняли ваше заявление: вы выступаете за обрезание всех женщин?
— Это меня неправильно поняли и начали по-своему трактовать. У меня спросили: «Женское обрезание есть или нет?» Я сказал, что слышал — где-то в Дагестане такой обычай есть. Или был. Сейчас я не знаю, есть он или нет. Вот это я и сказал, но по шариату такого точно нет — по религии есть только у мужчин обрезание. Но я в шутку сказал: «Было бы очень хорошо, если бы такое обрезание делали везде, повсеместно. Тогда и разврата было бы меньше». Вот это они взяли и начали говорить, что муфтий призывает к тому, что делать обрезание. А я в шутку сказал, что хорошо, если бы так делали везде. Но люди не так поняли.
— Есть резолюция ООН, которая запрещает женское обрезание.
— Насчет того, что там ученые [думают], я же не знаю, что там и как. Я просто говорю, что такое было в Дагестане. Сейчас я не знаю, может, там этого уже нет. Это надо у них спросить, у дагестанцев, есть там это или нет. Если в ООН говорят, там ученые, они знают, что и как. Значит, так и надо делать.
— Недавно вышел отчет по результатам исследования, он назывался «Производство калечащих операций на половых органах у девочек в Республике Дагестан». Вы слышали о нем?
— Нет.
— Так вот, в этом отчете в том числе говорится, что обрезания в основном делаются кустарным способом, что часто провоцирует возникновение инфекций и заболеваний у детей.
— Это дикость, если кустарным. Такое, конечно, нельзя допускать. С этим я согласен, этого не должно быть.
— А на что, на ваш взгляд, в принципе может повлиять обрезание?
— Женщина для чего создана Всевышним? Чтобы рожать детей, чтобы их воспитывать, а не работать на производстве. Она создана только для этого, для дома, для семьи. Это мужчина должен работать, домой приносить, а не женщина. А женщина должна дома сидеть, воспитывать своих детей, гулять с ними. Вот предназначение женщины, ей за это надо деньги давать. По шариату так и положено.
— Как на это влияет обрезание? Без него она хуже будет за детьми смотреть?
— Нет. От того, что обрезание есть или нет, от этого ничего не меняется. От этого и не зависит, будут у нее дети или нет. Но почему я пошутил? Потому что сейчас разврат везде. А женщина должна одеваться так, как положено. Вот у христиан это есть: если она раньше выходила на улицу без платка, то говорили, что она «опростоволосилась», просто с волосами вышла. А сейчас страшные деньги тратят для того, чтобы сделать прическу, — вот это все влияние сатаны. Вот я о чем говорю. Если женщина будет как женщина, то тут ничего страшного нету. Не оттого, что разврат, а оттого, что им нужно религиозное знание давать. Если обрезание сделать, от этого ничего не изменится, конечно. Мужчинам вот обрезание положено, его надо делать. Это ни на что не влияет. Если у него в голове все в порядке, то тогда и разврата не будет.
— Уполномоченный по правам ребенка в Дагестане Интизар Мамутаева сказала, что обрезание — это нарушение прав ребенка.
— Считайте эти мои слова неудачной шуткой о том, что обрезание бы влияло на то, чтобы меньше было разврата. Людям просто нужно знания давать со школы. Мы об этом постоянно говорили, чтобы религию изучали в школах, чтобы у них знания были, вот тогда и, наверное, разврата будет меньше. Я думал, что разврат и обрезание могут быть как-то связаны. После того как все стали печатать мои слова, понял, что навряд ли они связаны между собой.
— А почему вообще эта шутка у вас в голове возникла? Вы, может, что-то читали или узнавали об этом недавно?
— Нет. Я ничего не узнавал. А то, что сейчас делают или не делают, этого я тоже не знал. Я об этом слышал, когда мы с дагестанцами вместе учились в Бухаре. Вот тогда узнал я об этом, что там делают девочкам. В свои студенческие годы, это было в 1980-е.
— И как ваши однокурсники вам это преподнесли?
— Насчет того, хорошо это или плохо, они ничего не говорили, просто рассказали, что делают такое.
— Традициям ислама женское обрезание ведь тоже не соответствует?
— По шариату этого нет, и нигде я об этом не слышал, вот только в Дагестане. Я не знаю, у какой именно национальности это делается. Надо будет у них узнать.
— Но вообще женщина, по-вашему, имеет право на сексуальность, на то, чтобы получать удовольствие?
— Женщина будет получать удовольствие, если у нее муж хороший, семья хорошая, мне кажется, она будет получать удовольствие.
— А в сексуальном плане?
— Здесь у каждой по-своему, за всех я сказать не берусь.
— Ваша шутка ведь касалась того, что если женщина не будет получать удовольствие, то и думать об этом не будет — соответственно, и разврата не будет.
— Именно так я пошутил. Если бы эти мои слова поняли нормально… Вы их разъясните, пожалуйста.