Перейти к материалам
истории

«Окча» Пон Чжун Хо: дружба с гигантской свиньей Сатирический триллер с Тильдой Суинтон — один из самых ожидаемых фильмов лета

Источник: Meduza
Фото: Netflix

В конкурсе Каннского кинофестиваля участвует картина южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо «Окча» с Тильдой Суинтон в одной из главных ролей. В Каннах сатирический триллер о глобальных корпорациях и гигантских свиньях посмотрел Антон Долин.

Если в фильме есть эко-террористы, красивые пейзажи, гигантские свиньи и Тильда Суинтон, нужно ли ему еще хоть что-то? Вероятно, талантливый режиссер и умные продюсеры. С первым пунктом здесь все в порядке. Пон Чжун Хо, создатель двух прокатных сенсаций в его родной Корее — детектива «Воспоминания об убийстве» и хоррора «Хозяин», уже показал с антиутопическим кинокомиксом «Сквозь снег», что способен снимать в любой стране и на любом языке: на этом проекте он и подружился с Тильдой Суинтон. «Окча» — следующий шаг талантливого и одержимого самыми дикими идеями автора к всемирной аудитории.

Насколько умны продюсеры, покажет ближайшее будущее, когда «Окча» окажется на экранах подписчиков Netflix. Это они заказали Пон Чжун Хо один из самых ожидаемых фильмов Канн и грядущего лета. Это из-за конфликта с ними (Netflix просили подождать и не выкладывать фильм летом в интернет) дирекции фестиваля пришлось поменять правила отбора: отныне в конкурсе Канн не будет никакого кино для интернет-показа, только прокатные картины. Французские дистрибьюторы требовали исключить фильм из расписания, сохранить его Каннам удалось буквально чудом. В результате при появлении логотипа Netflix на экране трехтысячный, забитый под завязку зал «Люмьер» взорвался воплями негодования, топотом и свистом. Атмосфера накалилась до такой степени, что сеанс начался с опозданием и с техническим браком — пришлось запускать копию во второй раз. 

Okja | Official Trailer [HD] | Netflix
Netflix

Пролог знакомит нас с демонической Люси Мирандо (собственно, Суинтон), главой мощной корпорации, запускающей межнациональный проект по выращиванию гигантских свиней — в теории, он должен спасти мир от голода. Экологические поросята разъезжаются по планете, чтобы их выращивали лучшие фермеры. Десять лет спустя мы встречаемся с одной из взрослых свиней. Внешне и размером, впрочем, она больше похожа на небольшого слона или крупного бегемота. Окча живет на природе, питается дикой хурмой, она исключительно умна и добродушна. Разумеется, зловещие ученые из Mirando Corp выбирают именно ее для всемирной выставки свиней в Нью-Йорке, где собираются продемонстрировать свои выдающиеся достижения. Руководит операцией истерический телеведущий и зоолог, доктор Джонни (Джейк Джилленхолл). Лучшая подруга Окчи, воспитавшая ее 12-летняя Миджа (дебютантка Ан Сео Юн), впервые осознает, зачем выращивают свиней: чтобы потом их съесть. И отправляется на спасение беспомощной зверюги на другой конец света. 

«Окча», среди исполнительных продюсеров которой — сама Суинтон и Брэд Питт, — проект, как минимум, неординарный. Пон Чжун Хо знаменит тем, что все его картины не похожи друг на друга (несмотря на то, что он часто приглашает тех же актеров и съемочную группу) и каждая содержит причудливый гибрид жанров. Комедия, триллер, социальный комментарий, драма, фантастика, хоррор и опять комедия — можно ли смешать эти компоненты в одном фильме? Пон который раз доказывает, что задача осуществима. Поэтому «Окча» и сбивает с толку: начинается как семейная сказка о дружбе девочки с застенчивым животным, а потом постепенно перерастает в гротескную, злую и намеренно схематичную сатиру на деятельность международных корпораций. Первая часть может утомить и даже взбесить взрослых. Вторая расстроит и разочарует любителей разнообразного мимими: полчаса умиляясь неловким прыжкам симпатичной Окчи по горным озерам и лесам, они вдруг обнаружат собственный издевательский портрет в группе неловких эко-террористов из «Фронта освобождения животных». 

В фильме хватает визуально восхитительных сцен — недаром его снимал гениальный Дариус Хонджи. Актеры, даже хорошо нам знакомые, работают с неожиданным, каким-то комиксовым, усердием, часто превращаясь в выразительные карикатуры. Сюжет то убыстряется, то вдруг притормаживает. Не успев обрадоваться пародийному абсурду свиного праздника на улицах Нью-Йорка, мы оказываемся на нешуточно жутком мясокомбинате. В общем, не фильм, а американские горки, после которых естественным образом подташнивает. Но и забыть такое, однажды увидев, решительно невозможно. 

Фото: Kimberly French / Netflix

Парадокс в том, что со своей антиглобалистской сатирой Пон Чжун Хо выступил на деньги властной и несговорчивой кинокорпорации (нового типа, положим, но и лицемерная Люси Мирандо призывает забыть, как ее отец разбогател на производстве напалма, и приветствовать новую гуманную политику Mirando Corp). А протестуя против издевательств над живой природой и ее естественным развитием, режиссер сам продолжает мичуринские эксперименты над кинематографом. Зато ни одно животное в результате съемок не пострадало: чудесная Окча и ее сородичи созданы кудесниками CGI на компьютере. 

Да автор и сам отдает себе отчет в противоречиях, из которых скроен его фильм. В конце концов, в его дебюте «Лающие псы не кусаются» люди убивали и ели похищенных собак, в том же «Хозяине», наоборот, совсем не обаятельный, а довольно жуткий монстр похищал и пожирал жителей Сеула. Человек восхищается природой, хочет любить ее и чувствовать себя ее частью, но осуществима ли эта утопия? Разве что в сказке о доброй умной свинье и людях, не собиравшихся ее съесть.   

«Окча» Пон Чжун Хо. США, Южная Корея. ⭑⭑⭑⭒

Антон Долин