«Звездные войны. Последние джедаи»: на темной стороне Восьмой эпизод получился одним из лучших за всю историю киносаги. Ура! (Небольшие спойлеры!)
С 14 декабря в прокате — новый эпизод самой известной в мире кинофраншизы «Звездные войны. Последние джедаи», снятый режиссером Райаном Джонсоном. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, чем отличается фильм Джонсона, один из лучших в истории киносаги, от предыдущих «Звездных войн». Дуализмом, постмодернизмом и кучей фантастических зверей! Осторожно: в тексте есть небольшие спойлеры.
Рецензент свежего эпизода «Звездных войн» ходит по минному полю и находится не в меньшей опасности, чем одинокий сорвиголова-летчик По Дэмерон (персонаж Оскара Айзека в «Последних джедаях» становится одним из главных) среди вражеских крейсеров. Любой, пусть самый туманный намек на содержание, воспринимается как спойлер, а упомянешь по-настоящему важный поворот сюжета, и тебя навек пропишут на темной стороне Силы. Фанатам хватит одной фразы: фильм Райана Джонсона получился одним из лучших за всю историю «Звездных войн». Дальше можете не читать. Все нижеследующее — для людей с уравновешенной психикой и тех, кто уже посмотрел картину.
«Последние джедаи» — абсолютно авторский фильм. Джонсон пришел из независимого кино и был верен его заветам даже в относительно мейнстримной «Петле времени» (работа над ней, надо думать, и привела его во вселенную «Звездных войн»). Он сам написал сценарий, и его стиль — то беспощадно-динамичный, то неоправданно-мечтательный, не пренебрегающий суховатым юмором даже в самые трагические моменты, — узнается моментально. Оператор Стив Йедлин снимал все фильмы Джонсона, и визуальная преемственность тоже очевидна. С другой стороны, «Последние джедаи» — верные наследники франшизы. Музыка неизменного и по-прежнему гениального Джона Уильямса на месте; виды космических кораблей (чистое Lego, конечно, — Джонсон блестяще высмеял это в эпизоде с утюгом, сами увидите) и рев Чубакки — тоже. Однако и к традициям Джонсон подошел по-своему. Например, ни один из режиссеров «Звездных войн» до него не был настолько увлечен межгалактической фауной — и невероятных животных, играющих важную роль в интриге, здесь много как никогда. Бестиарий под стать средневековому. Но каким же еще ему быть в сказке о космических рыцарях с их световыми мечами?
Самое же авторское в драматургии и конструкции «Последних джедаев» — сочетание размаха и насыщенности с компактностью (в этом картина парадоксально напоминает «Дюнкерк»). Все действие скомпоновано в небольшой промежуток времени, три сюжета разворачиваются параллельно и синхронно. В космосе флот Первого Ордена атакует силы Сопротивления и уже вот-вот раздавит их своей очевидной мощью; ни нахальство По с его верным роботом BB-8, ни стратегические таланты генерала Органа (последняя роль Кэрри Фишер, чьей памяти посвящена картина) не спасут от неминуемого поражения. На далекой планете-казино отчаявшийся и чуть не дезертировавший Финн (Джон Бойега) с умной, бесстрашной и технически подкованной Роуз (Келли Мэри Тран) пытаются уговорить взломщика пробраться с ними на дредноут Первого Ордена и отключить трекер, позволяющий злодеям следить за кораблями Сопротивления. В эти же часы Рэй (Дэйзи Ридли) с Чубаккой убеждают впавшего в депрессию последнего джедая — Люка Скайуокера (Марк Хэммилл) — вернуться к сестре и помочь ей справиться с врагами.
Батальная, авантюрная и духовная линии: триумвират, более всего напоминающий о самом гармоничном и новаторском фильме франшизы, «Империя наносит ответный удар». Недаром тот был продолжением «Новой надежды», которую многократно цитировал Абрамс в предыдущем седьмом эпизоде «Пробуждение силы». Однако Джонсон довольно необычно обходится с каждой из составляющих. В самом начале фильма По вступает в переговоры со слегка придурковатым генералом Первого Ордена Хаксом (Донал Глисон): Хакс всерьез толкает по громкой связи помпезную речь о близком конце Сопротивления, По же в ответ его троллит и просит повторить фразу, а то связь плохая. Так поступает сам режиссер в диалоге с каноном. Осталось лишь узнать, распнут его за это поклонники «Звездных войн» или восхвалят.
Рэй предстоит пройти драматичный путь: актерская работа Ридли, как и Адама Драйвера (воля ваша, но его Кайло Рен пока что кажется самым интересным из всех злодеев бесконечной серии), в фильме по-настоящему сложна и многопланова. Возможно, поэтому ее взаимоотношения с Люком ничуть не похожи на стандартную коллизию «ученица и учитель» и нарушают ее в каждом сюжетном повороте. Кульминацией темы становится в высшей степени неуместный перформанс, устроенный призраком мастера Йоды. Кстати, именно эта линия включает в себя самую неожиданную, практически шокирующую, смерть новой трилогии: бесславно погибает персонаж, который по всем законам обязан был дожить до конца.
Финн — изначально нестандартный персонаж для вселенной «Звездных войн», простолюдин и пешка, самовольно решивший стать героем, но пришедший к героизму через искреннюю трусость, — по-прежнему пытается влезть не в свою шкуру. И снова, раз за разом, комически оказывается во власти сильных женщин — от бывшей начальницы капитана Фазмы (Гвендолин Кристи) до Роуз. «Звездные войны» по версии Абрамса-Джонсона стали женским царством, практически как «Игра престолов» в последних сезонах. В «Последних джедаях» к нескольким и без того харизматичным персонажам добавляется новый, вице-адмирал Эмилин Холдо. Цветной парик превосходно сыгравшей эту роль Лоры Дерн тревожно напоминает о последнем сезоне «Твин Пикса». Женщины — не то, чем кажутся.
Заслуживает абзаца и BB-8, выдающееся создание, без труда затмевающее поблекших от времени R2D2 и C-3PO. Его роль в картине крайне важна, характер раскрывается не менее глубоко и неожиданно, чем у Рэй, Финна и Кайло Рена. Хотя в каждом из них хватает двойственности — «Последние джедаи» вообще самый манихейский фильм «Звездных войн», в нем темную сторону Силы в себе находит практически каждый персонаж. Кроме BB-8, сохраняющего в самых безумных передрягах изобретательность и оптимизм Швейка. Или русского Колобка, на которого он так похож.
Отдельный подрывной элемент — взломщик и сомнительная личность, сыгранная Бенисио дель Торо (его появление и функция отсылает к «Траффику», за который актер когда-то получил «Оскара»). Кажется, вставная новелла; но не только. Он выходит на сцену, чтобы расставить точки над i в политическом мире фильма. Почему, собственно, из серии в серию Империю разрушают, а она возрождается вновь, и любая демократия погибает под ее напором? На одном простом примере нам объяснят: вселенная нуждается в тоталитарной военной диктатуре, и любая республика слишком коррумпирована, чтобы долго ей противостоять. Главное же — у двух противоборствующих сил одни поставщики. Поэтому побеждают те, у кого более гибкие принципы и жесткая организационная структура.
«Пробуждение силы» Абрамса очень напоминало новеллу «Колокол» из «Андрея Рублева» Тарковского. Молодые наследники великих мифических персонажей — Кайло Рен, По Дэмерон, Рэй и Финн, — не получили никаких секретов от своих символических родителей (Дарта Вейдера, Хана Соло, Леи и Люка), но пытались, подражая им и следуя их дорогой, совершить что-то не менее значительное. Очевидно, так же чувствовал себя Абрамс в отношении Джорджа Лукаса. Вопрос у всех был один — тот же, что в «Рублеве»: зазвонит или не зазвонит? К финалу зазвонил: кассовые сборы, критические отзывы и запуск новых серий — лучшее тому подтверждение. Что ж, в «Последних джедаях» колокол звонит с первой минуты. И так — все два с половиной часа. Кого-то этот звон гарантированно утомит. Для других он — лучшая музыка в галактике.