«Оскар»-2018: кто претендует на главную кинопремию? «Дюнкерк» или «Форма воды», «Нелюбовь» или «Квадрат». Антон Долин изучает список номинантов
В Лос-Анджелесе 23 января Киноакадемия объявила номинантов на 90-ю премию «Оскар», и среди них — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Больше всего номинаций получила картина Гильермо дель Торо «Форма воды». За звание лучшего режиссера помимо дель Торо борются Кристофер Нолан, Пол Томас Андерсон и «новички», актриса и режиссер Грета Гервиг и комик Джордан Пил. Кинокритик «Медузы» Антон Долин изучает список всех претендентов на награды и рассказывает о ключевых номинантах.
Начнем с патриотической нотки: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева номинировали. Если смотреть на этот вопрос сугубо состязательно, то нельзя не порадоваться отсутствию в списке «На пределе» Фатиха Акина — после победы на «Золотом глобусе» этот скучноватый и назидательный фильм о неонацистах-террористах казался главным претендентом на «Оскара». Ан нет. Не оказалось в списке и «Фокстрота» — сильной и скандальной драмы израильтянина Шмуэля Маоза, которая могла бы иметь хорошие шансы.
Ее место, видимо, заняло «Оскорбление» Зиада Дуэри, фильм из Ливана — социальная драма о частном конфликте, который вырастает в глобальное противостояние двух групп беженцев, потерявших свои дома палестинцев и ливанских христиан. Конечно, академиков может соблазнить возможность выдать первого в истории «Оскара» ливанской картине (в целом, очень неплохой). Как и шанс наградить чилийскую «Фантастическую женщину» Себастьяна Лелио — пронзительную драму о судьбе влюбленной и скорбящей женщины, которая в прошлой жизни была мужчиной. Если можно вообще говорить об «оскаровском формате», то это он и есть.
«Нелюбовь» примыкает к другой группе — просто отличных европейских картин, которые хороши не жгуче-актуальной проблематикой, а своими художественными достоинствами: в той же условной группе еще два номинанта — «О теле и душе» Ильдико Энеди из Венгрии и «Квадрат» Рубена Эстлунда из Швеции. Две эти картины, в отличие от «Нелюбви», уже осыпаны вполне заслуженными призами, «О теле и душе» — в Берлине, «Квадрат» — в Каннах. Поможет этот факт им или, наоборот, «от противного», Звягинцеву, предсказать трудно. Так или иначе, на его стороне — номинация за предыдущий фильм, «Левиафан»; академики уже его знают. Номинация вышла очень сильной, победить в ней может любой из конкурсантов. Проиграть таким конкурентам почетно, выиграть — вдвойне приятно.
В остальном список номинантов вышел образцово-показательным — то есть, предсказуемым. Вряд ли можно считать сюрпризом то, что Академия решила отметить номинациями (в основном, в технических категориях) нового «Бегущего по лезвию» и новые «Звездные войны». Попали с незначительными упоминаниями в общий набор «Конг: Остров черепа», «Красавица и чудовище», «Стражи Галактики», «Война планеты обезьян», «Логан». По ритуальной актерской номинации заслужили вечные фавориты «Оскара» Мэрил Стрип («Секретное досье»), Дензел Вашингтон (Роман Израэл, Esq.) и Дэниел Дэй-Льюис («Призрачная нить»): вряд ли им светят награды.
Из девяти номинантов на приз за лучший фильм года всерьез можно обсуждать только трех фаворитов. Остальные идут по разным негласным «квотам». Чувственный «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино — как европейский раскованный этюд взросления, еще и с гомосексуальным акцентом (4 номинации). «Прочь» Джордана Пила — действительно, лучший фильм года на тему расовых конфликтов (4 номинации, из них одна режиссеру), к тому же, эффектный дебют. «Леди Берд» Греты Гервиг — еще один дебют: «Оскар» не повторил ошибки «Золотого глобуса» и дал любимой актрисе хипстеров режиссерскую номинацию (всего их 5). За классиков в этом списке отвечает «Секретное досье» Стивена Спилберга — всего две номинации, и то одна для Мэрил Стрип. «Темные времена» Джо Райта и «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона получили по шесть номинаций, и если очевидно, что «Темные времена» будут лидировать в актерской категории (Гари Олдман) и категории «лучший грим», то причудливое кино Андерсона запросто может занять традиционное место «новаторской картины, которая останется без призов».
Шансы быть признанным лучшим фильмом имеют мрачные, смешные и душераздирающие «Три билборда близ Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха (7 номинаций, но среди них нет режиссерской), блестяще-формалистический «Дюнкерк» Кристофера Нолана (8 номинаций, но ни одной актерской) или волшебная «Форма воды» Гильермо дель Торо (13 номинаций, колоссальный отрыв от остальных претендентов).
Сейчас кажется, что дель Торо заранее пора объявлять победителем; возможно, именно поэтому стоит насторожиться и дождаться сюрприза. В любом случае, метафорическая взрослая сказка мексиканского режиссера уже стала самым успешным его фильмом за всю карьеру; к «Золотому льву» и «Золотому глобусу» добавилось столько номинаций на «Оскара» — и это триумф. Каким бы ни был исход гонки, хочется думать, что веса этих наград хватит, чтобы дель Торо перестал мыкаться по продюсерам со своими многочисленными неосуществленными рискованными проектами и получил деньги хотя бы на один из них. В идеале — на самый амбициозный, «Хребты безумия» по повести дедушки американского хоррора Г.Ф. Лавкрафта.