«Хан Соло» Рона Ховарда: незамысловатая, но симпатичная история о юности всеми любимого героя «Звездных войн»
24 мая в российский прокат выходит фильм «Хан Соло. Звездные Войны. Истории» — полнометражный спин-офф одноименной киносаги. Речь в фильме идет о приключениях молодого Хана Соло до встречи с Люком Сайуокером на планете Татуин. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что режиссер Рон Ховард не приложил никаких усилий, чтобы его картина выделялась на фоне остальных фильмов из серии «Звездных войн», но, тем не менее, смог вполне удачно встроить ее в основанную Джорджем Лукасом киновселенную.
«Хан Соло» уже точно останется в истории мирового кино, хотя бы на правах курьеза: это первый фильм, который привел на красную дорожку Каннского фестиваля (там он был представлен вне конкурса) не только людей в обязательных смокингах и вечерних платьях, но и солдат-штурмовиков в белых шлемах, а главное — Чубакку. На премьере картину принимали радостно: в Каннах тоже нашлись фанаты «Звездных войн».
Короткое резюме дать проще простого. Это не «номерной эпизод», а промежуточный, как «Изгой-один», вышедший два года назад. Поэтому задачи не столь амбициозны, сюжет более герметичен: перед нами необязательный легкомысленный приквел о том, откуда взялся любимейший персонаж первой трилогии «Звездных войн», пилот-авантюрист Хан Соло. Картина получилась декларативно олдскульной, даже спецэффекты будто стилизованы под ранние 1980-е. Оттуда родом и главный герой — обаятельный неудачник, не отягощенный какой-либо высокой миссией. Ясно, что одних зрителей это и очарует, другие будут протестовать, но толку в этом мало: корпорация Disney делает свое дело и железной рукой ведет «Звездные войны» туда, куда собиралась. Как говорят в таких случаях бизнесмены от кино, «свои деньги соберет».
К кастингу двух центральных участников проекта — режиссеру и исполнителю главной роли — есть некоторые вопросы. «Хана Соло» запускали с Филом Лордом и Кристофером Миллером, остроумным дуэтом постановщиков, которые сделали отличный «Лего-фильм»: в нем тоже фигурировали герои «Звездных войн», только собранные из кирпичиков знаменитого конструктора. Что-то не заладилось, и в итоге позвали Рона Ховарда. На счету известного и успешного режиссера — немало ярких картин («Всплеск», «Аполлон-13», «Игры разума») и некоторое количество никуда не годных (включая экранизации Дэна Брауна «Код да Винчи» и «Инферно»).
Описать и опознать стиль или интонацию Ховарда невозможно: у него их нет. Особенно в таком проекте, где готовая эстетика заложена на уровне ДНК, да еще и начатом с другими режиссерами. Все, что сюда привнес Ховард, это отличные актеры, работавшие с ним и раньше, — в частности, Пол Беттани (в роли главы межпланетного картеля), Вуди Харрельсон (харизматичный контрабандист) и появляющийся в эпизоде Уорвик Дэвис, когда-то сыгравший свою лучшую роль в фэнтези Ховарда «Виллоу». С другой стороны, Ховард не испортил борозды. Фильм вышел динамичным, складным, качественным.
28-летний Олден Эренрайк, уже снимавшийся у Вуди Аллена, братьев Коэнов и режиссеров семейства Коппола, обладает всеми нужными качествами, чтобы стать героем блокбастера. Однако на знакомого нам Хана он похож весьма отдаленно — он, скорее, напоминает Люка Скайуокера. В общем, невзирая на имя, Чубакку и «Сокола тысячелетия», нет ощущения, что смотришь фильм про персонажа, который со временем закадрит принцессу Лею. Тем более, романтическое увлечение у Хана в этой картине другое — подруга детства Киʼра, которую играет неузнаваемая с темными волосами «мать драконов» Эмилия Кларк. Вместе с ней Хан и мечтает вырваться с планеты-трущобы, освободиться от мафиозных боссов и наконец-то начать самостоятельную карьеру. В далекой-далекой галактике эта задача оказывается не более выполнимой, чем на знакомой нам Земле.
Самым обидным образом «Хан Соло» оказывается в том же положении, что и его герой. Хан мечтает эмансипироваться от большой игры, в которой ему суждено стать пешкой, и, романтически приобняв любимую девушку, улететь к далеким горизонтам. Но оказывается то данником картеля, то пехотинцем Империи, то невольным бойцом повстанческой армии. Так и картина Ховарда, пытаясь развлечь зрителя немудрящими космическими приключениями, вынуждена встраиваться в сложную мифологию, где давно заняты все места и у каждого своя неотменяемая функция. Причем если Джей Джей Абрамс и Райан Джонсон пишут новую историю «Звездных войн», понемногу нарушая принятые в этой вселенной законы, то у Ховарда такой возможности для маневра (как, вероятно, и желания) нет в помине. Ему поручена предыстория, которая должна привести героя в абсолютно конкретную точку: в космопорт на Татуине, где тому суждено встретить Люка Скайуокера.
Осознав эту неизбежность, зритель найдет, чем утешиться. Все-таки тут, к счастью, нет поднадоевших джедаев и рассуждений о Темной и Светлой стороне Силы, да и сам Хан Соло еще колеблется между светом и тьмой. Зато есть много симпатичных чудищ-инопланетян, мощная сцена ограбления поезда, изумительный Дональд Гловер (он же Чайлдиш Гамбино) и его феминистский дроид-правозащитник. И, ясное дело, Чубакка, очень много Чубакки.