Оркестр Теодора Курентзиса выпустил диск с Шестой симфонией Малера. Это важное событие для классической музыки — и не только в России
26 октября на лейбле Sony Classical вышел новый диск Теодора Курентзиса — с оркестром Пермской оперы musicAeterna греческий дирижер записал Шестую симфонию австрийского композитора Густава Малера. По просьбе «Медузы» музыкальный критик Дмитрий Ренанский объясняет, почему этот альбом станет самым обсуждаемым классическим релизом года.
Почему эта запись — прорыв (для Курентзиса и не только)?
По состоянию на 2018 год пермский musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса остается единственным российским оркестром, который подписал эксклюзивный контракт с одним из лейблов «большой тройки» музыкальной индустрии. Таким положением не может похвастаться ни один из ближайших «конкурентов» Теодора Курентзиса. Худрук Мариинского театра Валерий Гергиев почти двадцать лет сотрудничал с Philips Classics, дочерней структурой Universal, но с 2009 года оркестр Мариинки издается под собственным независимым брендом Mariinsky. Российский национальный оркестр Михаила Плетнева, начинавший на Deutsche Grammophon (еще одной «дочке» Universal), в середине 2000-х ушел на небольшой голландский лейбл Pentatone.
На этом фоне десять альбомов, записанных Курентзисом для Sony, смотрятся особенно впечатляюще: все эти годы руководство лейбла доверяло musicAeterna проекты один амбициознее другого, и за каких-то четыре сезона резиденты Пермской оперы прошли путь от дебютантов западной музыкальной сцены к ее ньюсмейкерам.
Курентзис начал работу с Sony с трех ключевых опер Моцарта: вышедшие с 2014-го по 2016-й «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и «Дон Жуан» стали визитной карточкой греческого дирижера, открыв ему и его подопечным двери самого престижного оперного фестиваля мира, который проходит на родине Моцарта в австрийском Зальцбурге. Затем пермяки выпустили Шестую симфонию Чайковского и «Весну священную» Стравинского, а летом 2018-го начали записывать цикл из всех девяти симфоний Бетховена.
Классицистские оперы и симфонии (Моцарт и Бетховен), самая знаковая русская оркестровая партитура XIX века (Чайковский) и икона музыкального модернизма (Стравинский) — в этом списке, составляющем основу каталога любой серьезной звукозаписывающей компании, до сих пор не хватало разве что зрелого европейского романтизма. Шестая симфония Малера — вершина этого стиля, так что запись имеет для Курентзиса исключительное значение: он подтверждает статус и самого дирижера, и musicAeterna как универсалов, одинаково уверенно чувствующих себя в музыке любых эпох и стилей.
Новый релиз Sony Classical стал событием в истории не только исполнительского искусства, но и звукозаписывающей индустрии. В эпоху, когда академические музыканты давно утратили вкус к работе в студии, когда львиная доля записей осуществляется «вживую», прямо во время концертов (так проще, дешевле и практичнее), Курентзис напоминает: в студии можно добиться такого акустического результата, который чисто физически недостижим на живых выступлениях.
Из больших дирижеров сейчас так не работает почти никто: сначала — неторопливая запись в студии, потом — кропотливый постпродакшн, когда звукоинженер (Дамьен Кюинтар) фактически становится соавтором интерпретации. В плане тщательности работы со звуком результат можно сравнить разве что с записями легендарного канадского пианиста Гленна Гульда — перфекциониста, отказавшегося от публичных выступлений ради затворничества в студии.
Что это за симфония?
Грандиозный цикл композитора Густава Малера из девяти симфоний, написанных между 1884 и 1909 годами, — это девять больших музыкальных романов о закате старой Европы, отражающих трагическое мироощущение человека, жившего на рубеже XIX и XX столетий. Уйдя из жизни за три года до начала Первой мировой войны, Малер предугадал грядущую катастрофу, воспел ее и оплакал — и стал главным филармоническим автором ХХ века. Его симфонии — та репертуарная вершина, без покорения которой о вхождении в клуб ведущих дирижеров планеты не может быть и речи.
Шестую симфонию Малер написал в 1904 году, а впервые исполнили ее в 1906-м под руководством автора. Современники композитора снабдили эту симфонию подзаголовком «Трагическая», сам же он никому ее содержания не объяснял. «Ничего не стоит такая музыка, о которой слушателю нужно сперва сообщить, какие чувства в ней заключены, и, соответственно, что он сам обязан почувствовать», — писал он в одном из писем.
Кто ее исполнял в России и в мире?
В СССР музыка Малера почти не звучала — редкие исключения вроде ставшего легендой цикла дирижера Кирилла Кондрашина, исполнившего и записавшего в Москве начала 1960-х семь симфоний композитора, только подтверждают это правило. В отечественный концертный обиход Малера по-настоящему вернул Валерий Гергиев: на рубеже 1990-х и 2000-х он несколько раз дирижировал полным циклом в Мариинском театре, чтобы уже в 2010-е записать его с Лондонским симфоническим оркестром.
Курентзис и Пермская опера первыми в России смогли нарушить гергиевскую монополию на Малера — с начала 2010-х исполнение его симфоний ежегодно становится центральным событием местного Дягилевского фестиваля. Выход малеровского «сериала» в международный прокат бросает musicAeterna серьезный вызов: в России Шестая симфония даже в столичных залах звучит в лучшем случае раз в несколько лет, так что любое обращение к этой партитуре неизбежно выглядит просветительским подвигом, на фоне которого обсуждать нюансы интерпретации даже как-то неловко.
Между тем смыслы прочтения симфонии Курентзисом становятся особенно внятными именно в вековом контексте западной малеровской традиции. Новая запись Шестой примиряет самые полярные подходы к исполнению музыки композитора. Малер в пермской записи напоминает и о гиперромантических трактовках великих дирижеров середины ХХ века, и о модернистских, аналитически совершенных интерпретациях Пьера Булеза конца 1990-х, и об опыте музыкантов более молодого поколения — Ивана Фишера, Владимира Юровского и Пааво Ярви, в 2000-х игравших симфонии Малера на современных инструментах, но с учетом навыков «historically informed performance».
Как она звучит у Курентзиса?
Ничего подобного с симфониями Малера до сих пор не происходило. Шестая написана для гигантского состава оркестра, и у musicAeterna этот состав сохранен, только звучит он как камерный, гибко и ясно, словно партитура Моцарта или Бетховена, — и это при том, что никакой «облегченности» симфонической ткани у Курентзиса нет и в помине. Дирижер очевидно наслаждается роскошью оркестрового письма, в котором всего много и все отчетливо слышно. Привычный рельеф Шестой симфонии изменился до неузнаваемости: мрачная экспрессионистская фреска, 80-минутная симфония-катастрофа у Курентзиса сияет ровным классицистским светом: идеально выстроенный баланс, чистая и прозрачная фактура, подвижные темпы.
Где ее можно послушать?
Альбом уже доступен в iTunes, в Apple Music и Google Play. К выходу диска Курентзис и musicAeterna готовят большой тур, который начнется 24 ноября в Большом зале Московской консерватории и завершится 5 декабря в Берлинской филармонии. Правда, в программе прозвучит не Шестая, а Четвертая симфония Малера — самая камерная и лирическая из партитур композитора, впервые исполненная Курентзисом летом 2018-го. В ближайшее время Четвертую тоже запишут для Sony — так что концертное исполнение симфонии можно будет сравнить со студийной версией, а они у Курентзиса, как правило, радикально отличаются.