«Он чувствовал себя одиноким, как этот велосипед». История фотографии (и ее автора), проданной IKEA в 427 тысячах копий
В Амстердаме прошла премьера 14-минутного документального фильма «Vilshult», посвященного одноименной черно-белой фотографии, которая продается в магазинах IKEA по всему миру. На ней изображен мост через один из амстердамских каналов; к перилам моста привязан красный велосипед. Фотография стала одним из символов интерьера IKEA. Компания продала больше 427 тысяч ее копий. В своем фильме режиссер Том Рус рассказал, как был сделан этот снимок и как он попал в IKEA.
Автор снимка — аргентинский фотограф Фернандо Бенгочеа. Он жил в Нью-Йорке и сотрудничал с всемирно известными изданиями, включая Vogue и The New York Times. Бенгочеа погиб во время цунами в 2004 году, когда отдыхал на Шри-Ланке со своим партнером — дизайнером интерьеров Нейтом Беркусом. Бенгочеа унесло волной в море, его тело так и не нашли. Фотографу было 39 лет.
Том Рус связался с Беркусом, чтобы выяснить, не знает ли он, при каких обстоятельствах Бенгочеа сделал снимок амстердамского канала. Ассистентка дизайнера сказала, что он не знает, и посоветовала обратиться к предыдущему партнеру Бенгочеа — архитектору из Нью-Йорка Ахмаду Сардару Афками. Он рассказал, что фото было сделано в марте 1999 года, когда Бенгочеа поехал в Амстердам на съемки. Перед отъездом они с Афками поссорились. Через несколько дней после этой ссоры фотограф отправил партнеру по электронной почте снимок с велосипедом у канала.
«Он сказал, что хотел бы, чтобы там был велосипед на двоих или два велосипеда, я точно не помню. В этом снимке есть какая-то меланхолия, правда? Он чувствовал себя таким же одиноким, как этот велосипед», — рассказал Афками.
Брат Фернандо Бенгочеа Маркус после смерти фотографа передал все его снимки, сделанные не для коммерческих целей, в базу стоковых фотографий. Там фото заметили представители IKEA — и выкупили его. Снимок выбрал датский дизайнер Эрик Хансен. Он признался, что не помнит, почему остановился именно на этой фотографии. «Создавать продукт мы начинаем с цены. Если мы не укладываемся в определенную сумму, то отказываемся от идеи», — сказал он. За сколько был куплен снимок, Маркус Бенгочеа не уточнил; он сказал, что продал его недорого, поскольку считал не самым лучшим творением брата.
«Фернандо бы понравилось, если бы он узнал, что этот снимок стал культовой фотографией Амстердама. Я думаю, это бы ему польстило», — сказал Ахмад Афками.