Казаки — это вообще кто такие? И почему они ходят в форме и бьют нагайками протестующих? Отвечаем на стыдные вопросы о казачестве. Материал с антрактом
Казаки разгоняют митинги, бьют нагайками участниц группы Pussy Riot и нападают на бездомных. Сейчас их снова зовут разгонять московские митинги. Современное российское казачество — это не просто наряженные в традиционные костюмы люди, а масштабный, странный и временами пугающий феномен. «Медуза» отвечает на стыдные вопросы о казаках: откуда они взялись, как связаны с государством и кому подчиняются.
Казаки — это вообще кто?
Коротко. Простого ответа на этот вопрос нет. Если обобщать, можно сказать, что современные казаки — потомки особого сословия российского государства.
Даже сами казаки все 500 лет своей истории отвечали на этот вопрос по-разному — в зависимости от политической обстановки. Изучающие казаков историки тоже спорят о сущности казачества не одну сотню лет. Дискуссия об идентификации казачества обостряется каждый раз, когда в его истории случается очередной перелом.
Можно сказать, что нынешние казаки во всем их многообразии — это потомки членов особого сословия российского государства, которое было упразднено сто лет назад, — и те, кто причисляет себя к таковым. Часть из них с конца 1980-х пытается с помощью государства воссоздать это сословие, чье главное право и обязанность — служить государству, и получить хотя бы некоторые из тех привилегий, которыми пользовались предки.
Есть и те, кто считают казачество отдельным этносом со своими культурой, обычаями и национальными интересами. Но историки в большинстве своем отказывают казачеству в праве называться этносом.
А откуда появились казаки?
Коротко. Главная теория такая: это потомки людей, которые бежали на юг и восток России и там образовали свое сообщество.
Этот вопрос пересекается с дискуссией об идентификации казачества. Две основные теории дают на этот счет противоположные ответы. Согласно самой распространенной, казаки — потомки людей, веками бежавших на южные и восточные окраины России из центральных областей и присоединившихся к ним инородцев — от калмыков до поляков и немцев.
Другая теория, которую не разделяет большинство академических историков, возводит казаков к коренному населению степей южной Руси. Сторонники этой теории предками казаков называли кавказцев (черкесов), тюрков-половцев, скифов, а также смешанные этнические группы. Адольф Гитлер писал, что казаки происходят от германцев — ост-готов.
Современные историки объясняют, что в вопросе происхождения казаков произошла лингвистическая и историческая путаница. Когда в конце XIV века Золотая Орда была разгромлена Тамерланом и распалась на несколько ханств, многие тюркские роды перешли к бродячему образу жизни; такие «бродяги», жившие грабежом и наемничеством, назывались у тюрков казаками. На Руси их именовали «татаровя ордынские казаки».
Потом это название для «бродяг» было заимствовано соседними народами. Согласно Николаю Карамзину, в 1444 году в Рязани столкнулись татарские мещерские казаки царевича Мустафы с русскими рязанскими казаками (это, возможно, первое упоминание «неордынских» казаков на Руси).
Для властей Московского княжества разница между «ордынскими» и «русскими» казаками сначала была небольшой: и те, и другие могли быть наняты на службу Москве. У «русских» было одно преимущество — они были православными. В 1538 году боярская Дума в письме Ногайскому хану так описывала многообразие казаков: «На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, а иных <…> наших украин казаки с ними смешавшись ходят».
В XXI веке предпринята попытка проверить теории историков об этнических корнях казаков новыми методами. Геногеографы в 2016 году исследовали популяции потомков донских и запорожских казаков. Выяснилось, что генофонд казачества (по Y-хромосоме, то есть по «мужской линии») похож на генофонд русских, украинцев и белорусов. Он сложился в основном за счет миграции из южных и центральных областей России, делают вывод исследователи. Обнаружено небольшое влияние тюрков-ногайцев. С «коренными» народами Северного Кавказа — теми же адыгами (черкесами) — совпадений почти нет. К генотипам кавказских народов оказалась близка только небольшая часть генотипов терских казаков, столетиями живших на Кавказе.
А запорожские казаки и донские — это одно и то же?
Коротко. Нет, но это близкие группы.
Это разные группы казаков, которые появились в исторических источниках примерно в одно время — в XV-XVI веках. Они имели похожий уклад и жили неподалеку друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
В первые несколько столетий истории казачества запорожцы на Украине и донцы в Приазовье были очень близки, даже несмотря на то, что они жили в разных государствах. Донцы нанимались на службу русским царям, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
Присоединились к Российской империи донские и запорожские казаки также почти одновременно в конце XVII века.
На Украине казаки присоединились к России даже чуть раньше, чем на Дону. Переяславская рада во главе с гетманом Богданом Хмельницким приняла решение об объединении с Россией в 1654 году, Донское войско было самостоятельным до 1671-го.
Однако после смерти Хмельницкого началась гражданская война с участием Речи Посполитой, России и Крымского ханства. «Гетманство» раскололось на две части — левобережную Украину в составе России и правобережное княжество Русское в составе Речи Посполитой. В 1659 году 16 тысяч казаков участвовали в разгроме русской армии татарским войском под Конотопом (при этом в русской армии также были казаки). В 1662-м под Каневым уже русская армия разбила польско-татарское войско и их союзников — 14 тысяч казаков. Только в 1689-м Речь Посполитая признала утрату Киева и Запорожья.
В 1708 году во время Северной войны России и Швеции гетман Иван Мазепа перешел на сторону шведов. В 1709 году Запорожская сечь была разгромлена русскими войсками и фактически ликвидирована. Часть казаков ушла вниз по Днепру в Крымское ханство. Окончательно Сечь ликвидирована в 1775 году.
История запорожского казачества закончилась — их переселили на Кубань, где они стали основой Кубанского казачьего войска и воевали против горцев во время Кавказских войн.
У казаков ведь сначала была демократия? Как вышло, что они стали поддерживать царя и подавлять революционеров?
Коротко. Когда казачьи области присоединили к России, демократические институты были заменены имперской бюрократией. В следующие сто лет из казаков удалось сделать полностью лояльное власти служилое сословие. Сначала его использовали в войнах с внешними врагами, но потом — и для подавления внутренних выступлений.
В XVII-XVIII веках из-за недовольства казаков ущемлением их вольницы случились три мощных восстания — под руководством Степана Разина, Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева. После восстания Разина донцы потеряли возможность вербовать людей в других русских землях для походов в другие страны. Кроме того, выдав популярного Разина с Дона, казаки показали, что готовы пойти на уступку центральной власти. После булавинского восстания местная демократия (например, выборы атамана) была отменена. После пугачевского в 1775 году — Донское войско окончательно лишилось всякой самостоятельности.
К XIX веку власть и казачество наладили сотрудничество по модели «служба в обмен на привилегии». Казачество на целый век стало особым русским военным сословием, которое отличало верность власти и аполитичность. Большая часть казацких областей («войск»), которые протянулись по границе России от Китая и Средней Азии до Каспия, были созданы не спонтанно, а организованы правительством. Там «исторической памяти» о казачьей вольнице вообще не было.
Путь казаков от вольницы до подчиненного власти сословия (группы, имеющей свои строго определенные права и обязанности) занял 300 лет. В XV-XVI веках некоторые из них были организаторами военных республик, которые вели вполне самостоятельную политику. В начале XVII века они участвовали в русской Смуте на стороне самозванцев. Другая часть сразу стала ориентироваться на службу московским государям и чиновникам — их называли «служивыми».
В 1570 году Иван Грозный, чьи войска были заняты на западе в Ливонской войне, решил нанять донских казаков для обороны южной границы государства. Именно 1570-й официально считался в Российской империи датой создания Всевеликого войска донского на службе русских царей, хотя еще сто лет Войско было формально совершенно самостоятельным.
При этом многие казаки относились к Москве скорее враждебно. В главном источнике по истории «досословного» казачества, «Повести об Азовском осадном сидении», написанной одним из казацких старшин в середине XVII, взаимоотношения описывались так: «Не почитают нас там, на Руси, и за пса смердящего. Бежали мы из того государства Московского, от рабства вечного, от холопства полного, от бояр и дворян государевых».
Во второй половине XVII века вольные казачьи области, зажатые между Османской империей и Москвой, были вынуждены стать «служилыми» полностью. В 1671 году они принесли присягу царю Алексею Михайловичу (но не русскому царству), отказавшись от самостоятельной внешней политики (Войско донское окончательно было включено Петром I в состав Российской империи в 1708 году).
После объединения с Русским государством еще век ушел на то, чтобы казачество свыклось с новой ролью и перестало сопротивляться центральной власти. К этому времени относятся первые попытки казаков отделить себя от остального русского народа. Генерал Александр Ригельман, исследовавший жителей Дона, в 1778 году писал: «Кто же их „москалями“ назовет, то отвечали: я, не москаль, а русской, и то по закону и вере православной, а не по природе».
Однако для государства все сложности использования свободолюбивых казаков окупались сторицей. Еще в XVII веке казаки Ерофея Хабарова (сам он казаком не был) захватили земли в Забайкалье и на Амуре и заключили договор с Китаем; казаки Семена Дежнева тогда же «замирили» Колыму, Чукотку и Якутию. Позже казаки участвовали в захвате Средней Азии и в многочисленных войнах, которые вела Россия.
По договору с государством казаки поступились личной свободой. Они были привязаны к своей службе и земле, и не имели права покинуть свое сословие. Все, что нужно было для службы — от коня до вооружения — они были обязаны покупать за свои деньги. Но этот договор обеспечивал им лучшие условия, чем то положение, в котором находилось большая часть населения России.
К началу XX века власти империи уже не считали казаков важной частью военной машины. Казачьи части планировали переименовать в драгунские, а сословие — распустить. В ответ часть казачества и вспомнила старую версию о том, что они — не просто социальная группа, а «отдельный народ». Покидать российское государство казачьи националисты не планировали, а требовали только сохранения своих привилегий. Когда империя пала, националисты пытались создать автономию или даже независимое государство на Дону. Им противостояли «единонеделимцы», выступавшие за сохранение Дона в составе России и на союзе с белым движением.
Во время революции 1905-1907 годов в армию призвали казаков «второй очереди» (то есть находившиеся в запасе) с Дона, Кубани и других войск. «Первоочередные» казаки в этот момент в большинстве своем находились в действующей армии в Маньчжурии, где пытались сдержать наступление японской армии. Вновь призванных отправили на службу внутри страны — для охраны объектов и борьбы с восставшими. Казаки «второй очереди» по действующему законодательству не могли быть использованы внутри России, но в тот момент это никого, в том числе самих казаков, не смутило.
Именно казаков власти наиболее охотно использовали для непосредственного подавления волнений. Как выяснилось, пехота либо избыточна (ее сила была в залпе стрелкового оружия, который вызывал слишком большие жертвы среди протестующих), либо слаба (если она не использует основное оружие). Казаки с нагайками — плетьми для подстегивания лошадей, — с точки зрения властей, отлично справлялись с демонстрациями и прочими массовыми выступлениями.
Казаки (главным образом, «второй очереди») на пике революции использовались для подавления 16% всех волнений — в остальных случаях справлялись армия и полиция. Но для российских революционеров всех мастей казаки из «народных демократов», какими они представлялись либералам в середине XIX века, стали карателями-«нагаечниками». Приказы о подавлении выступлений «старослужащие» казаки исполнили отлично, и с клеймом «палачей революции» они попали в 1917 год.
Во время Гражданской войны казаки были за монархию?
Коротко. Во время Гражданской войны казаки воевали и за белых, и за красных. А большинство так и не взяло в руки оружие. Многие сторонники первых покинули страну.
Сначала казаки в массе своей вообще не хотели участвовать в Гражданской войне. Крушение монархии (а вместе с ней — потеря смысла существования казацкого сословия) руководству казаков не нравилась, однако даже старшины не собирались что-либо предпринимать для ее восстановления. А многие простые казаки поддерживали ликвидацию всех сословий.
После Февральской революции Временное правительство объявило курс на демократизацию армии, предполагавший избрание командиров солдатами. В результате на Дону впервые за 200 с лишним лет был избран, а не назначен властями, новый атаман — им стал генерал регулярной армии Алексей Каледин, сам родом из казаков. После победы большевиков в Петрограде и Москве он объявил, что переворот в столицах не признает и объявил область независимой до создания новой легитимной власти.
В декабре 1917 года на выборах в Учредительное собрание, которое как раз и должно было обеспечить новую власть, 80% донцов голосовали за центристов — кадетов, которые планировали ликвидировать все сословия, но собирались защищать права собственности. Впрочем, были среди казаков и те, кто поддерживал социалистов, главным образов эсеров; за эсеров же в основном голосовали «иногородние» — жители области «Всевеликого войска донского», не входившие в казацкое сословие.
Однако вместо прихода легитимной власти на Дону образовались две нелегитимные. Во-первых, именно на Дон прибыли генералы Михаил Алексеев, Лавр Корнилов и Антон Деникин — лидеры Добровольческой армии — первого объединения, созданного для вооруженного сопротивления большевикам. Во-вторых, в области «Всевеликого войска донского» пытались взять власть большевики, которых поддерживали многие «иногородние». С севера к ним на помощь шла красная гвардия «Южного революционного фронта по борьбе с контрреволюцией».
Атаман Каледин поддержал Добровольческую армию, но казаки в основном вступать в нее отказались, заявив о нейтралитете. Первые шаги большевиков многих вполне устраивали. Сразу после революции они отменили все сословия, а 9 декабря разъяснили, что для казаков это значит ликвидацию обязательной военной повинности и снаряжения казаков за свой счет.
Казаки получали полную свободу передвижения и больше не должны были обязательно жить в своих станицах. «Декрет о земле», ликвидировавший крупную частную собственность на землю, большинство казаков не затрагивал: многие при «выравнивании» наделов не только не отдали бы ничего приезжим, но и даже, возможно, получили бы дополнительную землю из наделов богатых казаков. Кроме того, Дону большевики обещали автономию и самоуправление. Генерал Алексеев позже писал, что казаки в то время были уверены: «Большевизм направлен только против богатых классов — буржуазии и интеллигенции».
В январе Красные заняли Ростов и Таганрог, генералы-«добровольцы» ушли на Кубань, а Каледин, у которого осталось только 147 верных «штыков», застрелился 28 января 1918-го в столице Войска — Новочеркасске. Через две недели перешедшие на сторону большевиков казаки заняли город.
Уже весной на Дон вернулась Гражданская война. Восстали сами казаки во главе с новым атаманом Петром Красновым, которому оказали помощь немцы, оккупировавшие по итогам Брестского мира Украину. Теперь многие казаки отказались от нейтралитета. По большевистскому декрету о социализации земли от 27 января, казаки теряли ту часть наделов, которые они сдавали в аренду «иногородним». Началась конфискация у казаков продовольствия — и бессудные казни тех, кого подозревали в сотрудничестве с «добровольцами». Поэтому в феврале-марте многие выступили против советской власти.
В мае созданная Красновым Донская армия выбила большевиков с Дона. Атаман объявил Всевеликое войско донское отдельным государством и получил диктаторские полномочия. В 1919 году Донская армия объединилась с Добровольческой армией и кубанскими казаками в Вооруженные силы юга России (ВСЮР). Однако в 1920-м войска ВСЮР были разгромлены и эвакуировались в Крым. В ноябре 1920-го остатки белой «Русской армии», в том числе действовавший в ее составе Донской корпус и кубанские казачьи части, эвакуировали из Крыма в Болгарию и Королевство Сербии, Хорватии и Словении; многие потом вернулись в Россию.
Похожим образом развивались события и в других казачьих областях — в Заволжье, на Урале и Оренбурге. Там казаки тоже прошли путь от нейтралитета к успешному восстанию и участию в белом движении, а затем к поражению и массовой эмиграции. Всего Россию покинули до 300 тысяч казаков.
Поздравляем, вы прочитали половину текста. Антракт!
Здесь можно пройти тест, прочитать материал «Арзамаса» о французах и казаках и послушать, как австралийцы поют песню «Ехал казак за Дунай».
Это материал из курса «Повседневная жизнь Парижа». Что французы думали о казаках, которые дошли до французской столицы: «Русские оккупационные войска во французских текстах, карикатурах и словарных статьях».
Продолжаем. Какое отношение нынешние казаки имеют к дореволюционным? Откуда они вообще взялись?
Коротко. Это спорный вопрос. Многие ученые считают, что нынешнее казачье движение нельзя отождествлять с исчезнувшим после революции сословием — но есть и те, кто с этим не согласен.
Часть тех, кто сейчас причисляет себя к казакам, имеет «казачьи корни», то есть предков, состоявших когда-то в казачьих войсках, но далеко не все. В реальности в казаки охотно принимали и принимают не только тех, кто имел «казачьих предков», но и любого, у кого есть «казачий дух».
Некоторые исследователи полагают, что нынешнее казачье движение — это чистый новодел. За время советской власти потомки казаков оказались раскиданы по всем новым «сословиям», от рабочих и крестьян до интеллигенции — и теперь их объединяет только историческая память. Однако казачьи активисты и власть с этим не согласны. С конца 1980-х идет процесс «возрождения казачества», сначала как «репрессированного народа», а затем — как подобия имперского сословия. Именно в последнем качестве казаки значатся теперь в российском законодательстве. Однако в новое «сословие» взяли далеко не все неоказачьи организации.
Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, пострадавшего от советской власти и лишенного корней. Поэтому для них была важна не только идеологическая, но и визуальная сторона «возрождения»: многие общества возникли как военно-исторические; сейчас бы их назвали реконструкторами. Так на юге России в начале 1990-х появились люди, одевающиеся в казачью форму.
Те же идеи «отдельного народа» с известными «визуальными особенностями» сначала поддерживало и государство. В 1992 году Верховный совет РСФСР принял постановление о «Реабилитации казачества» — причем исходя из требований закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Кто такие казаки, постановление не уточняло. Тем не менее этому не вполне определенному казачеству передавались права на «возрождение традиционного уклада жизни и культурных традиций», а также право на самоуправление «в традиционных для казачества формах в местах компактного проживания казаков». За этим следовало важное уточнение: казачество «реабилитируется» как народ, но не как сословие.
Генетических и культурных связей с предками для возрождения казачества оказалось недостаточно. «Единый казацкий народ» так и не появился, а потому казачьи организации с начала 1990-х начали борьбу за наделение казачества сословными привилегиями — главным образом, права служить государству. Также часть казаков получила бесплатную землю, но многие сдали ее в субаренду.
Казачьи объединения конце 1980-х — начале 1990-х сразу стали заниматься политикой. А власти позднего СССР решили взять инициативу в свои руки и возглавить процесс политического «возрождения казачества». Весной 1990 года при их участии была создана общесоюзная организация «Союз казаков», которую возглавил член КПСС Александр Мартынов.
Союз казаков Области войска Донского (СКОВД) возглавил член КПСС Михаил Шолохов (сын автора «Тихого Дона», который сам не был казаком). На выборах президента РСФСР в июне 1991 года эти организации агитировали за главу советского правительства Николая Рыжкова. За его соперника Бориса Ельцина выступали несколько самостоятельных мелких казачьих организаций, ассоциировавших себя с «белыми казаками» времен Гражданской войны. «Белые» казаки участвовали в обороне Белого дома от ГКЧП в августе 1991 года.
Осенью 1991-го казаки провозгласили несколько казачьих «государств», в том числе Донскую казачью республику. Затем на «большом круге» в Новочеркасске эти республики были объединены в Союз казачьих республик юга России (СКРЮР) со статусом союзной республики в предполагавшемся тогда новом союзном государстве. СКРЮР даже успел отправить в Москву чрезвычайного и полномочного посла, но СССР прекратил свое существование, и союз казачьих республик самораспустился.
Следующее десятилетие казаки вели бурную политическую деятельность: создавали сотни организаций, представители которых участвовали в противостоянии президента и Верховного совета, в войнах в Приднестровье, Чечне и в Югославии; избирались в Госдуму и местные органы власти; иногда захватывали когда-то принадлежавшие казакам здания в городах на юге России.
Главная битва в борьбе за «возрождение казачества» в 1990-е происходила в Госдуме. Там долго пытались принять внесенный коммунистами законопроект «О казачестве», который фактически воссоздавал казачье сословие, но не совсем «в духе старых времен». По проекту закона, казаком считался гражданин, являющийся либо потомком казаков, либо принятый в свою общину этими потомками. Правда, в законе ничего не было сказано, как определяется «потомственность».
Казаки получали право участвовать в госслужбе и получать за это плату от государства. Десятки казаков в любой точке страны могли создать свою организацию и требовать себе надел общинной земли. Казакам разрешалось вести международную деятельность и поддерживать казаков в других государствах.
Закон приняли в 1999 году после трех лет дискуссий. В декабре за несколько дней до своей отставки президент Ельцин, который, согласно проекту, должен был возглавить казачество, наложил на закон вето.
Нынешний закон «О государственной службе российского казачества», имеющий мало общего с проектами 1990-х, приняли только в 2005-м. Он наделил казачество сословными чертами, но не всё, а лишь ту его часть, которую отберет и утвердит само государство.
По этому закону казаком может считаться только тот, кто состоит в казачьем обществе. Казачьи общества обязательно заносятся в специальный государственный реестр, причем процесс этот не автоматический — государство может отказать во внесении. Схожая форма организации казачества — реестровая — существовала только в Запорожской Сечи на службе Речи Посполитой, а затем Русского царства.
У казаков есть какая-то иерархия? Нынешних атаманов и правда кто-то слушается?
Коротко. Да, у казаков вполне отлаженная иерархия; при этом часть людей, которые считают себя казаками, эту иерархию не признают.
Реестровые казачьи общества выстраиваются в иерархическую систему — от «первичных» в станицах до высших войсковых. Всего в России сейчас 11 войсковых обществ, включая Центральное войско, в которое входит в том числе Москва. Каждое общество может иметь только фиксированное количество членов, которое согласовывается с государством.
Реестровые казаки обязуются нести государственную службу. Их общества заключают договоры с органами власти, в которых записано, какую именно службу и где будут нести казаки.
Государство утверждает форму казаков и образец их удостоверения. Все реестровые казаки обязаны выйти из партий и других политических организаций и больше в них не вступать.
Казачество расколото. В 11 войсковых обществах, по данным на 2018 год, состоит 189 тысяч человек, а всего казаками себя считают около пяти миллионов граждан России. При этом «нереестровые» общества продолжают действовать по закону об общественных организациях. Они не имеют никаких специальных прав и привилегий, а их члены по закону даже не считаются казаками.
27 ноября 2018 года создан новый высший казачий орган, объединяющий все реестровые казачьи общества — Всероссийское казачье общество, «штаб всего казачества», как назвали его организаторы. Нереестровых казаков в общество не позвали.
Казаки создают какие-то военизированные организации. Это вообще законно?
Коротко. Нет.
По закону казаки могут служить в обычных органах государственной власти, в том числе в их военных подразделениях (в армии, в Росгвардии, в пограничной охране). Они также могут помогать в охране общественного порядка, лесов, рек и так далее. Собственных военизированных организаций они создавать не вправе.
Порядок службы определяют госорганы — как правило региональные власти и силовые министерства. И тут могут быть сюрпризы. Казаков уже привлекали к отлову скрывающихся призывников, к конфискации контрафактных товаров на рынках и так далее.
По закону от 2005 года для казаков на службе действует «приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты». Однако многие чиновники считают, что казаки — удобный инструмент для обхода ограничений, накладываемых на правоохранительные органы. «То, что нельзя вам — казаку можно», — объяснял полицейским в 2012-м выгоду от кооперации с казаками Александр Ткачев, тогда — губернатор Краснодарского края.
Двумя годами позже казаки избили участниц группы Pussy Riot в олимпийском Сочи (как раз в Краснодарском крае). Казаки избежали уголовной ответственности.
В мае 2018 года люди в форме казаков разогнали митинг «Он нам не царь» на Пушкинской площади в Москве. Казаки, хлеставшие участников митинга нагайками, имели нашивки реестрового «Центрального казачьего войска». Войско объяснило участие своих членов в разгоне митинга тем, что они случайно проходили мимо — и «высказали свою гражданскую позицию, направленную на недопущение насильственного захвата власти».
У казаков есть какие-то привилегии на ношение или покупку оружия? Дает ли государство казакам землю как в царские времена?
Коротко. На оба вопроса ответ один: нет.
Казаки тут имеют не больше прав, чем все остальные граждане. Они могут купить и хранить оружие, но только на общих основаниях, прописанных в законе «Об оружии».
В отношениях с государством казаки выступают в качестве наемных работников. Региональные власти платят им по контрактам за службу сотни миллионов рублей, но не обеспечивают их земельными наделами. Часто казаки работают в охранных организациях, созданных их «войсками» и прочими объединениями. Там они на законных основаниях получают оружие.
Кто может стать казаком?
Коротко. Теоретически казаком может стать каждый гражданин России — но только тот, кого казаки захотят видеть сами в своих рядах.
Совет при президенте по делам казачества установил «Примерный порядок приема граждан Российской Федерации в казачьи общества». Все, что требуется для начала процедуры — это заявление на имя атамана «первичного» общества; анкета с указанием паспортных данных, образования, вероисповедания и военного опыта (если есть); две фотографии 3×4 сантиметра; и самое сложное — письменное ходатайство двух казаков, которые участвуют в этом обществе не менее двух лет.
Тот, кто сдал документы, назначается кандидатом на испытательный срок, после чего обязан участвовать в деятельности общества без права голоса. Когда испытательный срок истечет, назначается торжественное собрание, где атаман объявляет результат испытательного срока, а священник общества благословляет казаков на голосование; утверждение происходит простым большинством голосов.
Утвержденный кандидат перед строем казаков зачитывает кодекс казачьей чести — «основанные на исторических традициях общие принципы поведения казаков» — и принимает присягу во время религиозного обряда в храме. («Предварительная забота атаманов выяснить, все ли принимающие присягу казаки крещены в православии», уточняются в документе совета при президенте.)
Хотя в документе администрации президента говорится о православных казаках, «иноверцы» среди казаков — вполне обычное явление. До революции в Донском войске служили буддисты-калмыки; в Поволжье — казаки-мусульмане из башкиров. В XXI веке это тоже не редкость. Например, в Терском войске есть Ингушское окружное общество, состоящее из ингушей-мусульман.
Но казаки терпимы до определенной степени. В том же Терском войске в 2013 году ставропольские православные казаки пробовали выгнать из реестра «язычников»-родноверов из поселка Иноземцево. Атаман Ставропольского округа Терского казачьего общества Александр Фалько тогда рассказывал: «В иноземцевской сотне оказались люди, которые исповедуют язычество, местным атаманом был выбран Иван Шаталов, сфотографировавшийся на фоне идолов. Казачий круг благословил священник, который не служит в Русской православной церкви». Казаков-язычников обвиняли в том, что они носят символику атамана Шкуро, который служил нацистам, и устраивают погромы кавказцев в Ставропольском крае в рядах военизированной организации «Волчья стая».
Ситуацию с родноверами разбирали митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков, заместитель полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Михаил Ведерников. Решили усилить контроль за приемом казаков в реестр.
Казаки сейчас воюют в Сирии или еще где-нибудь?
Коротко. Да. Это делают члены «нереестровых» организаций — или реестровые, но в частном порядке.
Роман Заболотный — контрактник частной военной компании, попавший в плен к «Исламскому государству» в 2017 году в сирийской пустыне — был казаком реестрового «Всевеликого войска донского». Судьба его неясна: сначала представитель Всевеликого войска Донского сообщил, что казака убили боевики, потом он же сказал, что Заболотный жив и может быть освобожден. С конца 2017-го о нем не было никакой информации.
В войне в Донбассе — а ранее в Югославии и в Приднестровье — участвовали целые подразделения, составленные из казаков. Однако сами эти организации не входили в реестр.