Режиссер Аксинья Гог сняла в Эрмитаже пятичасовой фильм — на айфон и без единой склейки. Посмотрите, что получилось (и почитайте, как проходили съемки)
10 марта на ютьюбе вышел пятичасовой фильм, снятый российским режиссером Аксиньей Гог в Эрмитаже по заказу Apple — до этого настолько масштабные съемки в музее проводил только режиссер Александр Сокуров для фильма «Русский ковчег» (2002), в котором также не было ни одной монтажной склейки (его фильм длится 1 час 36 минут). Картина Аксиньи Гог снята на айфон в один проход, сам телефон не подзаряжали в процессе. Создатели фильма рассказали, с какими трудностями они столкнулись при работе над проектом — и зачем все это было нужно.
Сколько человек нужно, чтобы снять фильм на айфон
Алексей Смоляр, второй режиссер:
Общая площадь залов музея превышает 233 тысячи квадратных метров, и масштаб продакшена соответствовал масштабу площадки. В проекте приняли участие несколько сотен человек, включая креативную команду, актеров, осветителей и технических рабочих. Но основная команда, которая следовала за камерой на протяжении всего пятичасового маршрута — это всего семь человек, среди которых было три оператора, которые попеременно снимали на нашу конструкцию из трех телефонов.
Зачем было снимать одним дублем
Аксинья Гог, режиссер:
Таким был бриф, состоявший буквально из нескольких вводных: Эрмитаж, iPhone, один кадр, пять часов. У меня была возможность придумать все, что угодно.
Алексей Смоляр, второй режиссер:
Мы снимали одним дублем, чтобы показать возможность аккумулятора справляться с такими сложными задачами, выдерживать, можно сказать, экстремальные нагрузки. Так как мы снимали в Питере в декабре, где световой день длился всего около пяти часов, нам было невероятно принципиально двигаться строго по графику, чтобы захватить максимум естественного дневного света.
Про репетиции и съемку в Эрмитаже
Аксинья Гог, режиссер:
Мы снимали в понедельник, это выходной день музея, но не думайте, что в этот день он пустует — тысячи сотрудников выходят на работу: уборка, инвентаризация, реставрация. Нам нужно было вписаться в этот график жизни музея, стать его частью, поэтому весь график съемок заранее подробно обговаривался.
Из-за специфики площадки у нас не было ни одной полноценной репетиции. Мы не могли придумать ситуацию и поместить ее внутрь Эрмитажа. Мы должны были отталкиваться от пространства. Музей стал нашим главным героем — это живой организм, и мы прожили день съемки вместе с ним.
Алексей Смоляр, второй режиссер:
Интересной задачей был расчет хронометража фильма — сколько времени провести в каждом зале, на сколько задержаться у той или иной картины. Из-за того, что снимали мы на телефон, а не на профессиональную камеру, большинство репетиций приходилось на рабочее время музея, где мы просто сливались с толпой туристов и двигались по нашему маршруту, разучивая его.
Про подготовку
Давид Хайзников, оператор-постановщик:
Снять проект такого хронометража одним дублем без единой склейки — это то, чего пока не удавалось сделать никому в кинематографе. Во многих нашумевших фильмах, снятых одним планом — «Бердмэне», 1917 — все равно есть скрытые склейки. У нас же нет ни одной.
Оператор — это тот, кто стоит на стыке творчества и технологий. Важно было понять, какую идею мы хотим пронести через это путешествие по музею. Мы выбрали концепцию естественности света и камеры, как наблюдателя, который идет по своему маршруту, а события вокруг как бы происходят сами по себе.
Обычно ты приходишь на объект и можешь все пространство подстроить под себя — свет, кран, дрон. Но Эрмитаж — это не обычная площадка, тут мы, конечно, не могли делать ничего подобного.
Николай Пигарев, технический директор и создатель приложения Catch:
Когда мне впервые озвучили задачу — снять на iPhone одним дублем больше пяти часов в 4К, мой первый вопрос был: «А может вообще телефон это сделать?» Мне сказали: «Так никто не пробовал, нам и предстоит узнать!»
Все началось с очень подробных тестов. Первым делом я взял iPhone 11 Pro Max и поставил его на окно, он записал 6 часов видео, я обрадовался и подумал, что дело сделано. Оказалось, что не все так просто — показатели во время тестов постоянно варьировались. Интересно, что такие параметры как, например, яркость экрана, включен ли Bluetooth или WiFi, никак не влияли на батарейку во время записи видео. Так что единственным вариантом проверить, как айфон справился бы с нашей конкретной задачей, было в точности воспроизвести запись с заданными параметрами. И тут выяснилось, что экспозиция, автостабилизация, фокус влияют на батарейку гораздо больше.
В итоге мы бесчисленное количество раз прошли наш маршрут. У меня был график, который позволят отслеживать «нормальную» активность батарейки, которая дала бы нам снять не меньше пяти часов. Во время самой съемки мы постоянно сверялись с ним и адаптировали нашу работу. В итоге, когда мы отсняли 5 часов 20 минут, у нас осталось 19% заряда — отличный результат!
Про съемку на айфон (или на три)
Давид Хайзников, оператор-постановщик:
Изначально мы планировали снимать на один айфон, но во время подготовки решили все же иметь второй в качестве «подстраховки». Потом понадобился еще один телефон для организации плейбека. Дело в том, что обычно сигнал на плейбек передается по проводу, но во время этой съемки мы не подключали к телефонам никакие провода, чтобы ни у кого не возникло ощущения, что они заряжаются — ведь стояла задача снять все именно на одном заряде.
Мы начали думать над созданием специального рига, который умещал бы сразу три телефона и давал максимальную маневренность операторам, но такое расположение не позволяло сбалансировать стабилизатор. Так что мы продолжили тестировать и в итоге пришли к такому решению.
На финальной конструкции основной и запасной телефон расположены прямо друг за другом. А рядом был телефон для плейбека, который транслировал сигнал на iPad режиссера, несколько iPhone съемочной группы, а также транслировал картинку в облако, к которому присоединялись те, кто работал над проектом из разных стран.
Для съемки мы использовали и тележки, и кран, но большую часть времени телефоны проводили в руках операторов, которые периодически сменяли друг друга.
Про то, что получилось
Аксинья Гог, режиссер:
Этим проектом я занималась последние полгода, но когда меня спрашивали, над чем я работаю, я затруднялась ответить — это абсолютно уникальная история: не совсем художественный фильм, но и точно не реклама. Хочется назвать это экспериментом или даже перформансом, потому что до момента, пока мы не нажали кнопку «стоп», мы не до конца понимали, что у нас получится.
Такое могло случиться только раз в жизни — один дубль без полноценной репетиции, без возможности что-то переделать, переснять. В итоге получилось что-то очень настоящее и непредсказуемое — как сама жизнь.
Я, наверное, единственный режиссер в мире, который заявляет, что фильм, им созданный, не обязательно смотреть целиком. По сути, он состоит из абсолютно самодостаточных кусков. Это такая медитация, в которую можно погрузиться на любом моменте. Он вас затянет.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!