The Last of Us Part II — самая красивая и зрелищная игра на PS4, которая разозлит гомофобов, но покорит всех остальных Большой обзор (без спойлеров!)
The Last of Us Part II — самая красивая и зрелищная игра на PS4, которая разозлит гомофобов, но покорит всех остальных Большой обзор (без спойлеров!)
На PS4 19 июня выходит триллер американской студии Naughty Dog — The Last of Us Part II («Одни из нас: Часть II» в российской версии). Это продолжение игры, которую мы включили в список 25 лучших игр прошлого десятилетия. Над экранизацией первой части для HBO работает создатель «Чернобыля» Крэйг Мэйзин. Журналист «Медузы» Максим Иванов уже прошел сиквел и теперь рассказывает, почему это пока что главный претендент на звание лучшей игры 2020 года. Без спойлеров!
Журналисты, получившие ранний доступ к The Last of Us Part II, подписали соглашение о неразглашении. Из-за этого мы не можем показывать наши собственные скриншоты и раскрывать некоторые детали игрового процесса до выхода игры. Даже если они кажутся нам важными.
Если вы не знаете, чем закончилась первая The Last of Us, нет никакого смысла играть в продолжение
Оно не зря называется «Часть II». Авторы рассчитывают, что вы знакомы с сюжетом прошлой игры, и не тратят время на излишние объяснения. Более того, один из ключевых конфликтов The Last of Us Part II выстроен вокруг финала предыдущей части.
Ознакомиться с первой игрой можно двумя способами: пройти на PS3 или PS4 (на последней доступна версия с улучшенной графикой) или посмотреть нарезку с сюжетными сценами на ютьюбе (не рекомендуем). Или можно почитать краткий пересказ сюжета ниже.
Краткий пересказ сюжета The Last of Us
- В мире пандемия из-за мутировавшего грибка кордицепса. Тот, кто вдохнет его споры, превратится в подобие кровожадных зомби.
- В самом начале пандемии дочь главного героя Джоэла убивают военные.
- Проходит 20 лет. Цивилизации больше нет, Америка разрушена. Поселения выживших, они же карантинные зоны, находятся во власти военных.
- Джоэл становится контрабандистом. Члены боевой группировки «Цикады», мечтающие свергнуть военных и восстановить мир, просят Джоэла отвести девочку Элли в Солт-Лейк-Сити. Там находится тайная лаборатория «Цикад».
- У Элли — иммунитет, она может дышать спорами. Это шанс победить пандемию.
- Элли и Джоэл за время путешествия через всю Америку сближаются. Джоэл видит в ней свою убитую дочь.
- Несмотря на все препятствия, Джоэл доставляет Элли в лабораторию. Ее собираются оперировать — только так можно заполучить вакцину.
- Джоэл узнает, что операция приведет к смерти Элли. Он не готов пожертвовать девочкой и потому убивает всех «Цикад», включая главного хирурга.
- Джоэл увозит Элли из лаборатории и врет ей о причинах отмены операции. Утверждает, что якобы Элли не единственный человек с иммунитетом. И что болезнь победят и без них. Но это не так.
В игре нужно сражаться с людьми и инфицированными. Люди страшнее. И вообще, каждый бой — это стресс
В The Last of Us Part II приходится буквально цепляться за жизнь. Конечно, главная героиня, та самая Элли из прошлой части, умеет пользоваться винтовкой и другим оружием. Однако она все равно крайне уязвима. На среднем и тем более высоком уровне сложности враги-люди убивают ее за пару выстрелов. А инфицированные — за пару укусов.
Вторую The Last of Us можно проходить как стелс. То есть постоянно прятаться в траве или темных углах, совершая незаметные убийства. А можно играть в нее как в обычный боевик — правда, противники слишком сообразительные и ловкие, особенно монстры. Но лучше всего совмещать, так просто интереснее. Тем более геймдизайн сиквела предполагает, что игрок постоянно будет менять оружие и действовать исходя из ситуации.
И тут есть из чего выбирать: лук, арбалет, автомат, огнемет, дробовик, охотничий пистолет, револьвер, винтовка, ружье, коктейли Молотова, — масса вариантов для решения любой тактической задачи. Все это можно модифицировать на разбросанных по уровням верстаках: например, прикрутить к сверхточному охотничьему пистолету оптический прицел. Или вот зажигательные патроны — с ними дробовик превращается в идеальный инструмент для борьбы с обычными людьми и зараженными. Но для прокачки оружия Элли понадобятся ресурсы, спрятанные на уровнях.
И это не говоря уже о холодном оружии, оно тоже спрятано на уровнях. В крайнем случае Элли может полоснуть противника найденным мачете или врезать подвернувшейся под руку доской. Ближний бой заметно переработали по сравнению с первой частью. Теперь от ударов врагов можно уворачиваться — главное научиться вовремя отскакивать в сторону. Патронов вечно не хватает (апокалипсис же!). Иногда проще подпустить врага поближе, чтобы всадить в него заточку и не транжирить боезапас. Еще у Элли острый слух — по нажатию кнопки силуэты противников подсвечиваются белым. Их видно даже через стены. Это очень полезное умение, которое не раз будет выручать в опасных ситуациях.
С каждой прокачанной способностью Элли будет чувствовать себя в бою все более и более уверенно. Со временем можно увеличить шкалу здоровья или научить героиню быстрее залечивать раны или смешивать коктейли Молотова. Для этого опять же понадобятся ресурсы.
Кроме того, в The Last of Us Part II Элли научили плавать и ползать на животе — это важно для грамотного планирования боя. Теперь у игрока больше возможностей для нападения и отступления, что позволяет разнообразить сражения. Сами уровни стали просторнее. Взять хотя бы уровни с двухэтажными зданиями. Элли сможет проникнуть практически в любой из находящихся там домов несколькими способами: подлезть снизу (если в полу есть дыра) или забраться на второй этаж по крыше (если есть крыша). Так можно незаметно устранить засевших в этих домах врагов. Или убежать от них, если Элли заметят и поднимут тревогу.
Вот почему стычки в The Last of Us Part II выходят такими напряженными и ожесточенными. Главную героиню бьют, режут, загоняют в угол, выслеживают с собаками (животные идут по следу и приводят противников прямо к Элли). А она в это время отсиживается в кустах, спешно перебинтовывает раны и придумывает, где взять еще патронов. Ведь обычно противников — с десяток, а убивать их не из чего. Разве что идти на них с ножом и резать по одному. Из-за этого игрок вечно чувствует себя уязвимым, загнанным в угол.
Битвы с людьми получились увлекательнее, чем битвы с зараженными. Большинство инфицированных просто лениво шатаются по комнате. Хотя есть и такие, что при виде Элли тут же бегут на нее с истошным криком. Или источают ядовитый газ при приближении. Третьи прячутся в стенах и выскакивают на нее в самый неожиданный момент. И все же монстры далеко не такие сообразительные, как люди. Да и собак у них нет.
Это очень страшная и жестокая игра. От убийств в ней становится не по себе — потому что The Last of Us очеловечивает тех, в кого нужно стрелять
Вот что может напугать в новой игре Naughty Dog:
- жуткий клекот, издаваемый щелкунами — слепыми инфицированными, у которых грибок растет по всей голове. Они еще и убивают игрока с одного удара;
- ситуации, когда в тесном помещении нужно отбиваться от десятков зараженных (а патронов-то и нет!);
- реалистичное изображение насилия: в игре постоянно показывают, как кому-то проткнули глаз, вспороли живот, повесили, раздробили молотком кость. А то и вовсе заживо сожгли;
- иногда приходится убивать собак. Становится очень стыдно и грустно от их жалобного предсмертного визга;
- в игре есть пытки и убийства беременных, писать об этом совсем ничего не хочется.
А еще у врагов-людей есть собственные имена. Стоит убить одного из противников, как остальные начинают громко выкрикивать его имя, оплакивать, сокрушаться, обещать Элли немедленную расправу. Ее противники — не просто обезличенные живые мишени. Это люди. У них свои, вполне человеческие привычки и характеры. Некоторые сидят и играют в Hotline Miami на портативной консоли PS Vita или слушают «It Was a Good Day» рэпера Айс Кьюба, шутят об отношениях. И Элли, если уж начистоту, убивает их из мести, а не из-за какой-то высокой цели — действия девушки в этот раз не так просто оправдать. Это странная эмоция, которую, кажется, никто в видеоиграх так ярко до Naughty Dog не эксплуатировал. И ведь всего-то нужно было заставить врагов звать друг друга по именам.
Обычно в видеоиграх все происходит наоборот. Противники главного героя — как правило, одинаковые безымянные манекены. Это нужно, чтобы игрок лишний раз не задумывался, чем именно он занят (массовыми убийствами!). В той же Uncharted, другой серии игр за авторством Naughty Dog, главный герой, охотник за сокровищами Нейтан Дрейк, за четыре части убивает несколько тысяч человек. При этом Дрейка выставляют славным парнем и образцом для подражания, а его друзья делают вид, что все с ним нормально. В Uncharted это необходимая условность — приключения ведь. А вот у The Last of Us другие цели.
Во второй части показывают, как Элли превращается из милой девочки в одержимого монстра с посттравматическим синдромом. Поэтому Naughty Dog не закрывает глаза на ее действия: да, убийства — это ужасно и противоестественно. Да, некоторые все равно переступают через себя, потому что [спойлер]. Так что стыд и отвращение к самому себе — это тоже опыт, очень некомфортный, непривычный и страшный, который дарит вторая The Last of Us. Возможно, этот опыт даже страшнее, чем все щелкуны вместе взятые.
Но в The Last of Us Part II нужно не только убивать. Это еще и игра про исследование мира после катастрофы
В первой части главные герои путешествовали по всей Америке. В продолжении действие происходит в основном в Сиэтле и его окрестностях. The Last of Us Part II — это все еще камерная сюжетная игра. В ней нет открытого мира, как в условной Assassinʼs Creed, герои всегда передвигаются по строго заданному маршруту. Поэтому локации тут проработаны до мелочей.
В самом начале игры Элли идет по мирному поселению, в котором обосновались выжившие. На улице зима, играют дети. Всюду толпы: одни сидят в баре, другие стоят за прилавком и торгуют. Игрок может пройти мимо, ничего не разглядывая. А может послушать разговор с местным бакалейщиком, заглянуть в оживленный бар или посмотреть, как мужчина учит своего ребенка спускаться по ступеням.
На уровнях, где не нужно ни в кого стрелять, еще больше узнаешь о мире и персонажах. К тому же разработчики все время предлагают какие-то необычные развлечения: поиграть в снежки с веселящимися подростками, побренчать на гитаре, покидать мячик собаке. По уровню проработки совершенно необязательных деталей, которые добавляют глубины игровому миру, The Last of Us Part II вполне можно сравнить с хитом 2018 года — вестерном Red Dead Redemption 2. Там третьестепенные персонажи тоже жили своей вполне реалистичной жизнью, за которой предлагалось подсматривать.
А еще в игре есть один особенно просторный уровень, который можно исследовать как захочется — и вот он напоминает современные игры с открытым миром. Только деталей на этом уровне не меньше, чем на обычных уровнях-коридорах. Это одна из самых интересных локаций в игре: главные герои в поисках [спойлер] бегают от одного небоскреба к другому, прочесывают этажи, отбиваются от противников, собирают ресурсы для прокачки оружия и умений, а заодно вскрывают сейфы, где спрятаны полезные бонусы вроде дополнительной кобуры.
Первую игру критиковали за однообразные головоломки с перетаскиванием ящиков. Тут они тоже есть, но в измененном виде. Чаще главным героям приходится перекидывать веревки, чтобы можно было забраться повыше, и разбивать кирпичами стеклянные витрины, чтобы пробраться в новое помещение. Из этого складывается идеальный геймплейный темп: сражения разбавляют сюжетными вставками, несложными головоломками и исследованием уровней.
А еще это лучшая драма со времен первой The Last of Us (ну или Red Dead Redemption 2). И ее немедленно хочется с кем-нибудь обсудить
Перед выходом игры журналистам разослали пресс-релизы с обращением Нила Дракманна — режиссера и сценариста второй части The Last of Us. Он же вместе со своим бывшим коллегой Брюсом Стрейли работал над прошлой игрой серии, сюжетным дополнением Left Behind и Uncharted 4: A Thiefʼs End.
В письме Дракманн признавал, что выпускать какое бы то ни было продолжение The Last of Us — затея весьма рискованная. Все-таки шанс испортить или обесценить ее финал был слишком велик. Многие посчитали концовку безупречной и твердили, что игре не нужен сиквел. Дракманн не зря переживал: поступок Джоэла и его последствия для всего человечества пытаются осмыслить уже семь лет. Одни оправдывают героя, другие критикуют и обвиняют в эгоизме. Пожалуй, главный вопрос, который остается после прохождения первой игры, лучше всего сформулировали в продолжении. Его озвучивает один из персонажей: «Будь это твоя дочь, что бы ты сделал?»
Но у Naughty Dog возникла идея, которая, как им показалось, стоила любого риска. Тем удивительнее осознавать, что у студии и ее руководителя действительно получилось глубже исследовать этот вопрос — и вместе с тем задать новые, еще более неудобные и проблематичные.
Мы не можем, да и, если честно, не хотим раскрывать детали сюжета The Last of Us Part II. Завязка в общих чертах такая: проходит пять лет после событий предыдущей игры. Главные герои мирно живут в процветающей общине. Но в самом начале второй части с Элли происходит кое-что ужасное. Поэтому она отправляется в Сиэтл — хочет отомстить тем, кто причинил ей боль. Все случившееся для нее непростительно.
Однако The Last of Us Part II нельзя назвать классической историей мести. В первую очередь это попытка поговорить о границах и формах человечности. Это история о том, как простить близких, лишивших тебя права выбора; о том, как справиться с ненавистью и одержимостью, которые мешают двигаться дальше, даже когда счастье — вот оно, совсем рядом; о том, где лежат пределы эмпатии и нужно ли пытаться разглядеть в своих врагах человека. У продолжения нелинейный нарратив, история все время прыгает туда-сюда. Но это не запутывает, а, наоборот, позволяет взглянуть на ключевой для второй части конфликт с разных сторон.
В итоге последние четыре часа игроки точно проведут на краешке кресла или дивана, не зная, кому сопереживать. Хотя сперва кажется, что это очевидно — конечно же, Элли! Все эти четыре часа хочется кричать в экран и умолять не делать того, на что нацелились главные герои. В остальной игре нервов и переживаний не меньше, но к финалу из-за накопившихся эмоций и сформировавшихся симпатий уже невозможно спокойно сидеть на месте. И это прекрасно!
В России игра может привести к скандалу из-за ЛГБТ-персонажей. Но их, скорее всего, полюбят и примут — слишком хороши
О гомосексуальной ориентации Элли известно с 2014 года, после выхода дополнения-приквела к первой части Left Behind. В нем Элли поцеловала свою подругу Райли. Разработчики подтвердили, что это был не просто поцелуй.
Позже, в 2018 году, в трейлере The Last of Us Part II показали поцелуй повзрослевшей 19-летней Элли и ее девушки Дины. Для многих российских игроков, незнакомых с сюжетом Left Behind, ориентация главной героини стала сюрпризом.
Игроки призывали бойкотировать сиквел из-за наличия ЛГБТ-персонажей, несмотря на возрастной рейтинг 18+. В конце мая на change.org появилась петиция с обращением к Роскомнадзору и требованием запретить игру в России: «Издатель игры на территории РФ должен получить четкий и ясный сигнал о том, что выпуск таких пропитанных ЛГБТ-пропагандой игр недопустим и мы, граждане РФ, будем защищать наше население и наше молодое поколение от ЛГБТ-пропаганды, которой так потакает издатель игры». Вскоре петицию с сайта удалили. Игру при этом без проблем можно купить в России — как на дисках, так и в цифровом формате.
В интервью 2014 года Нил Дракманн выразил надежду, что когда-нибудь гендер и ориентация персонажей уйдут на второй план. Тогда значение будет иметь лишь то, каким получился этот персонаж: интересным или нет, уникальным или клишированным.
В The Last of Us Part II Дракманн максимально близко подобрался к осуществлению своей мечты. Отношения Элли и Дины — это в первую очередь сложная и трогательная история любви. За девушками просто увлекательно наблюдать: когда они болтают ни о чем, флиртуют или, наоборот, ссорятся. Самое главное, их отношения двигают сюжет вперед, обогащают его. Именно Дина помогает раскрыть Элли с новой, неожиданной стороны. Точно так же, как это было с Еленой — женой Нейтана Дрейка из Uncharted. В конечном счете история Элли и Дины так увлекает ровно потому, что сами герои интересные и уникальные для видеоигр, как и хотел Дракманн. И эта парочка уж точно стоит друг друга.
The Last of Us Part II — самая красивая игра на PS4. Тут без вариантов
Из-за соглашения о неразглашении мы пока что не можем опубликовать свои скриншоты игры. Поэтому придется поверить нам на слово. Тут безупречно все, от погодных эффектов и эффектов огня до качества лицевой анимации и детализации 3D-моделей. Игру мы проходили на PS4 Pro, более мощной версии обычной PS4. Naughty Dog добилась на ней запредельного уровня графики. Важный момент: когда-нибудь вторую The Last of Us неизбежно издадут на еще более мощной PS5. Сложно представить, как игра будет выглядеть там! Кстати, имейте в виду — PS4 Pro от натуги притормаживает, греется и неистово шумит.
И дело не только в технологиях, но и в общем внимании к деталям. Когда Элли скачет на лошади и задевает заснеженную ветку, ветка трясется, а снег с нее тут же осыпается. Кровь при ранениях окрашивает снег и колосья травы. Если наступить в такую лужу крови, а потом пройтись по снегу, на нем останутся кровавые следы. Если в глаза персонажу светит солнце, он поднимет руку и прикроет их. А на морозе почешет нос. Из этих мелочей и состоит The Last of Us Part II — детали эти совершенно необязательные, но в Naughty Dog о них подумали, потратили время и добавили в игру. Вот почему в происходящее на экране так легко поверить.
Прохождение игры занимает около 25–30 часов. Для современных одиночных игр, не разменивающихся на открытый мир, это вполне себе тянет на рекорд. И планку качества разработчики ни разу на протяжении всего этого времени не снижают.
***
После игр уровня The Last of Us Part II развивается так называемая игровая хандра. Другие игры кажутся блеклыми, скучными и какими-то недоделанными. Эта хандра иногда может длиться месяцами, пока впечатления наконец не померкнут. Так, например, у многих было с той же Red Dead Redemption 2. В случае со второй The Last of Us хандра может затянуться и на полгода. А пока остается ждать сериал на HBO от Крэйга Мэйзина и Нила Дракманна и слушать подкаст о разработке прошлой части.