В Англии спорят, нужно ли сносить памятник основателю De Beers, «архитектору апартеида» Сесилу Родсу в Оксфорде Дискуссия дошла и до России
Оксфордский университет в июне решил демонтировать памятник Сесилу Родсу — основателю алмазной компании De Beers, «архитектору апартеида» и, как его называли в начале XX века, «отцу Британской империи». Среди тех, кто требовал снести памятник — африканские аспиранты, которые учатся в Оксфорде на деньги из наследства самого Родса. Решение о демонтаже памятника «расисту» вызвало большую философскую дискуссию в британском обществе. Против, например, в начале июля выступил премьер-министр Борис Джонсон, который назвал решение Оксфорда «переписыванием истории». В группах в соцсетях правого толка распространяют фейковое «программное заявление» руководства университета, где сторонники сноса монумента называются «идиотами вне зависимости от расы» — и его уже цитируют в России.
Чем известен Сесил Родс?
В конце 19 века англичанин Родс переехал в южную Африку, где вместе с партнерами занялся добычей алмазов. В итоге он нашел то, что искал — крупнейшее в мире месторождение драгоценных камней («трубки» в нынешнем городе Кимберли в ЮАР), сделавшее его самым богатым человеком в Африке. Разбогатев, он вмешался в местную политику: возглавил английскую Капскую колонию и фактически развязал англо-бурскую войну против голландских переселенцев. Организовал продвижение английских колонистов вглубь материка, захватив земли, которые в середине XX века после распада империи были названы в его честь Южной и Северной Родезией (современные Зимбабве и Замбия). Его целью было строительство железной дороги от Каира до Кейптауна, по которой можно было бы проехать, не покидая пределов Британской империи.
Родс стал героем для британцев, поддерживавших расширение империи, и символом расизма и колониализма для многих африканцев.
Почему памятник Родсу стоит в Оксфордском университете?
Родс учился в колледже Ориель — одном из 38 колледжей, образующих Оксфордский университет. Памятник стоит именно в фасаде Ориеля. Значительную часть своего состояния он завещал на финансирование первой в мире программы стипендий для иностранных студентов, которая выплачивается до сих пор. Раса соискателей в завещании не оговаривалась (зато до 1970-х ее не могли получить женщины), однако формально она была распространена на черных африканских соискателей по предложению главы ЮАР Нельсона Манделы. Теперь существует отдельная программа для аспирантов из Африки — «стипендия Манделы-Родса». Многие ее получатели теперь требуют снести памятник «колониалисту и расисту».
Идея снести памятник — это часть нынешних протестов против расизма?
Движение #RhodesMustFall возникло в середине 2010-х; его создали абитуриенты из ЮАР. Тогда же их сторонники добились сноса памятника Родсу в Кейптауне. Активисты в Зимбабве в это время требовали эксгумации останков Родса (он похоронен в этой стране), однако правивший тогда Роберт Мугабе им отказал. В 2016 году руководство колледжа Ориель, которому принадлежит памятник при поддержке руководства всего университета отказало в сносе памятника. Против тогда выступило и британское общественное мнение.
Однако в 2020 году ситуация изменилась: протестующие в Британии после убийства полицейскими в США чернокожего Джорджа Флойда вновь потребовали восстановить «историческую справедливость». В июне 2020-го за демонтаж проголосовали студенты Оксфорда, руководство колледжа и университета. Однако памятник не будет снесен немедленно — чиновники создали комиссию, которая сначала разберет все финансовые, организационные и этические вопросы. После этого решения протесты — и дискуссия о судьбе памятника — продолжились. 2 июля об этом высказался премьер Борис Джонсон: по его словам, попытка «подредактировать нашу историю — это [так же нелепо], как желание некоторых политиков изменить запись о себе в Википедии». «Я за наследие, я за историю, я за то, чтобы люди понимали наше прошлое со всеми его несовершенствами», — сказал Джонсон.
А какие вообще есть аргументы у сторонников и противников памятника?
Главным противником сноса памятника был и остается канцлер Оксфорда лорд Крис Паттен — консерватор и последний губернатор британской колонии Гонконг. Вот его аргументы, которые он более четко, чем сегодня, высказывал в 2016 году:
- Требование демонтировать статую со стороны чернокожих аспирантов «отдает лицемерием» — часть из них является получателями стипендии имени Родса, которая выплачивается из его наследства.
- Снос памятников — это переписывание истории (которая сложнее, чем просто деление на черное и белое).
- Один из принципов университета — не терпеть нетерпимость и свободно обсуждать любые — даже самые неприятные исторические факты. Те, кто призывает сносить памятники, отказывают оппонентам в этом праве и проявляют нетерпимость.
- Сторонники сноса не готовы продемонстрировать «щедрость духа», которую проявил борец с апартеидом Нельсон Мандела, создав совместный проект с фондом Родса и согласившись, чтобы его имя стояло рядом с именем колониалиста в названии стипендии для африканских соискателей.
- Нельзя судить об исторических личностях с точки зрения современной морали. Взгляды Родса вряд ли сильно отличались от взглядов Уинстона Черчилля (он провел юность в Южной Африке), сказал Паттен. И это не значит, что нельзя вспоминать о роли Черчилля в победе во Второй мировой войне.
- Тем, кто не согласен с принципами открытого общества, которые пропагандирует Оксфордский университет, Паттен посоветовал «продолжить образование в другом месте».
Сторонники демонтажа отвечают, что аргументы переворачивают все с ног на голову:
- Один из ямайских профессоров, который был получателем стипендии для иностранных студентов в Ориеле, предположил, что получение денег из фонда Родса чернокожими — это не лицемерие, а «хорошая месть за его расизм». «Средства, полученные в результате расистской эксплуатации чернокожих, должны поступать тем, кто будет использовать эти нечестно полученные деньги для борьбы с расизмом и несправедливостью», — сказал его коллега.
Снос памятника — это не переписывание истории, а возврат к ее истокам. Если Родс или ему подобные был расистом и белым супремасистом.
- том, это должно быть сказано. По словам активистов #RhodesMustFall, вопрос о том, что памятник нужно снабдить соответствующей табличкой, обсуждался в 2016 году, но этого сделано не было.
- Памятники — это не просто «история»; они символизируют ценности людей, которым они посвящены. Если эти ценности неприемлемы в современном контексте, то их быть не должно. Кроме того, Родса не оправдывает то, что империализм и расизм был широко распространен в его социальном круге. Уже тогда его взгляды подвергались критике. Марк Твен писал: «Я искренне восхищаюсь Родсом. Когда [его повесят], куплю себе кусок веревки на память».
Согласно опросам, большая часть британского общества хотела бы прекратить все эти «войны культур» и заняться тем, что может объединить всех граждан вне зависимости от расы. Однако дело о сносе памятника Сесилу Родсу становится символом борьбы не только для антирасистских активистов, но и для правых. В соцсетях с июня распространяется фальшивое «обращение колледжа Ориель к студентам». Его обычно сопровождают заголовком «Оксфорд наносит ответный удар». Авторы письма называют активистов, требующих сноса «идиотами, которые, независимо от расы должны покинуть университет, поскольку не подходят ему по интеллектуальным параметрам». Оксфорд, пишут неизвестные авторы «обращения», стоял у основ создания западных ценностей — а, значит, и ценностей всего мира, а также мировой науки, которая важней для цивилизации, чем достижения других культур. «Мы можем оставить вам культуру Великого Зимбабве», — пишут они.
«Обращение», кажется, может стать манифестом противников движения #BlackLivesMatter. Она распространяется и в российских соцсетях. Так, его перевод был опубликован в авторском блоге на сайте «Эха Москвы».