На фестивале «Территория» в 2020-м не будет зарубежных спектаклей, но пойти на него все равно стоит Ради Пригова в «Зарядье», барочной кукольной оперы и танцев под дыхание
С 16 октября по 3 ноября в Москве пройдет 15-й фестиваль-школа современного искусства «Территория». У фестиваля, как обычно, две программы — публичная и образовательная. Из-за пандемии проект остался без своего главного элемента — международной театральной программы, которая на «Территории» всегда была сильной. Тем не менее, команда во главе с арт-директором Романом Должанским сумела собрать интересную программу из российских постановок. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров рассказывает, зачем идти на юбилейную «Территорию».
Узнать все об Алле Демидовой — звезде авангардного театра
Масштабный спецпроект «Территории» об актрисе Алле Демидовой не привязан ни к каким круглым датам и вообще не мотивирован, кажется, ничем, кроме интереса к героине. Впрочем, абсолютно понятного.
Широкая публика знает Демидову по советским телехитам «Стакан воды» и «Собака Баскервилей». У киноманов ее фамилия ассоциируется с «Настройщиком» Киры Муратовой. А для театралов она универсальная актриса, которая всегда работала с первыми режиссерами, какая бы эпоха не стояла на дворе. В советское время — с Юрием Любимовым и Анатолием Эфросом. В перестройку — с Романом Виктюком. В девяностых — с Теодоросом Терзопулосом. В новом веке — с Анатолием Васильевым и Кириллом Серебренниковым. Сейчас актрисе 84 года, она выступает с поэтическими программами, пишет книги об искусстве и играет спектакль об Ахматовой в «Гоголь-центре».
«Демидова Фест» — затея «Территории», галереи «Граунд Солянка», издательства АСТ и клуба «418». Программу мини-фестиваля курирует искусствовед и главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич. Главных событий два. Прежде всего, в «Граунд Солянке» открывается большая интерактивная экспозиция о Демидовой. Ее готовит художница Катя Бочавар, придумавшая дизайн российского павильона на 53-й Венецианской биеннале, декорации к «Сну в летнюю ночь» Серебренникова и много чего еще.
Самое время вспомнить, что «Территория» причастна почти ко всем топовым театральным выставкам Москвы за последние семь лет. Начиная с «Репетиции свободы» — впечатляющего манифеста новой интеллектуальной сценографии от художницы Ксении Перетрухиной — и заканчивая «Человеком размером с дом», ультрасовременным мемориальным проектом об актере, режиссере и педагоге Дмитрии Брусникине (экспозицию курировала та же Перетрухина).
Услышать мировую премьеру восьми музыкальных сочинений
Три месяца назад фонд Aksenov Family Foundation объявил о старте программы «Русская музыка 2.0», — каждый год жюри выбирает самых интересных российских композиторов, чтобы фонд заказал им новые сочинения, — и назвал ее первых участников. За рубежом такая практика помогает академической музыке развиваться, а вот в России ничего подобного раньше не было, говорит основатель фонда и владелец ярмарки современного искусства Viennacontemporary Дмитрий Аксенов.
Произведения восьми лауреатов — а это Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский и Александр Хубеев — впервые исполнят на концерте в Центре им. Мейерхольда; вечер будет открывать афишу «Территории». Премьеру поручили коллективам, которые специализируются на новых сочинениях: Московскому ансамблю современной музыки и ансамблю Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.
Режиссер события — новый художественный руководитель Центра им. Мейерхольда Дмитрий Волкострелов, большой поклонник экспериментальной академической музыки: у него были театральные проекты, основанные на партитурах Джона Кейджа и Элвина Лусье. А раз над вечером работает Волкострелов — значит, это будет не просто концерт, а что-то среднее между концертом и спектаклем.
Послушать Пригова в «Зарядье»
У «Территории» есть специальная программа «Живые пространства», отведенная сайт-специфическому театру — это когда режиссеры с артистами осваивают нетрадиционные площадки вроде заброшенных домов, магазинов и парковок вместо того, чтобы работать, как положено, на сцене.
В этом году программой занимается режиссер Александр Вартанов, автор одного из самых остроумных проектов, который появлялся на «Живых пространствах» — «La fin du cercle». Автобус вез зрителей по Садовому кольцу, а в наушниках у них звучали радиорепортажи последних 18 лет — от прощального обращения Ельцина до новостей по делу Седьмой студии. Высаживали пассажиров там же, где и забирали.
Единственное название в афише «Живых пространств»-2020 — «Пригов. Азбуки» Вартанова. В основе спектакля — работы Дмитрия Пригова, поэта и художника из числа московских концептуалистов. Зрителям предстоит бродить по парку «Зарядье» в компании актеров из независимой «Мастерской Брусникина», слушать стихи Пригова и участвовать в реконструкциях его самых известных акций. А еще команда проекта собирается воссоздать в «Зарядье» перформансы и объекты художника.
Познакомиться с интерактивной хореографией
По традиции, в афише юбилейной «Территории» много актуальной хореографии. Некоторые спектакли вообще покажут впервые. Например, «Сеанс одновременной игры» — интерактивную работу Анны Абалихиной, звезды российского современного танца. В прошлом году Абалихина получила премию «Инновация» как соавтор перформанса «Страсти по Мартену». Ее отрывок был самым зрелищным: артисты в рабочих комбинезонах танцевали в настоящем мартеновском цеху, а потом их сменяли громадные заводские краны.
«Сеанс одновременной игры» — совместное предприятие «Территории», хореографического театра «Балет Москва» и MMOMA — задуман куда скромнее. Публику разобьют на маленькие группы и отправят гулять по музейным залам. В каждой зоне зрители столкнутся с танцовщиками, которые будут реагировать на их движения. Интерактивный театр уже лет пять как мейнстрим, а вот интерактивная хореография — это что-то непривычное.
Еще одна премьера — танцевальный перформанс «Дыхание» об одной из немногих способностей нашего тела, которую можно контролировать и сознательно, и неосознанно. Исполнять «Дыхание» будут вдесятером, а сочиняют его четверо. Дина Хусейн и Анна Гарафеева ставят хореографию. Драматург Анна Семенова-Ганц помогает им с концепцией. Медиахудожник Дмитрий Морозов, он же :vtol:, обрабатывает звуки дыхания танцовщиков. Дышать они будут по-разному: иногда — в естественном ритме, иногда — по партитуре.
Авторы объясняют замысел так: дыхание — самый привычный процесс, который только можно представить, но в музейном пространстве зрители смогут увидеть его символическое значение. Организаторы перформанса — «Территория», фестиваль документального театра Brusfest и Музей Москвы, а премьера приурочена к акции «Ночь искусств».
Помимо собственной продукции, в танцевальной афише «Территории» есть пара названий из регионов. Точнее, с Урала, который специалисты давно признали центром новой хореографии в России — причем во многом из-за коллективов, которые сейчас готовятся приехать на фестиваль. Екатеринбургские «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой покажут «Приключения сапожника Петра» — семейный спектакль по мотивам русского фольклора. А Челябинский театр современного танца под руководством Ольги Поны привезет в Москву «Бегущих» — проект о стремительном ритме сегодняшней городской жизни.
Увидеть барочную оперу в театре кукол
Еще один гастрольный спектакль «Территории» — кукольная опера «Дидона и Эней» на музыку английского классика Генри Перселла. В конце прошлого года создатели театра «Трикстер» Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова провели в Нижнем Новгороде музыкальную «Арт-лабораторию» под патронажем фестиваля «Территория» и компании «Сибур». В результате получился камерный, но зрелищный спектакль. Куклы изображают людей, а живые актеры — певцы и кукловоды — ведьм, играющих со смертными.
Режиссеры называют свой проект космооперой. Работа художниц Ольги и Елены Бекрицкой и правда напоминает фильмы такого жанра: скажем, полосатые костюмы неплохо смотрелись бы в «Пятом элементе» или «Стражах галактики». Но на самом деле у них был другой референс — футуристичные скелетоподобные здания Сантьяго Калатравы.
Смотреть зарубежное авторское кино вместо зарубежных спектаклей
Единственная международная программа, которую «Территория» смогла себе позволить во время пандемии — программа зарубежного кино. Но афиша все равно получилась впечатляющая. Куратор Вадим Рутковский собрал 13 названий, почти все картины — новые и никогда не шли в России (особняком стоит еще одна лента, «Ретроспектива», которую покажут за пределами программы). Все фильмы связаны либо с театром, либо с современным искусством: одни — документальные, в других сыграли театральные звезды, а третьи сняты в театральной эстетике.
К примеру, в «Евангелии» театральный режиссер Пиппо Дельбоно запечатлел собственные попытки поставить несколько библейских сюжетов с нелегальными мигрантами (незадолго до съемок он обещал умирающей матери адаптировать Священное Писание, так появились два проекта — спектакль и фильм). В картине «Шлингензиф: Вопль в тишине» Беттина Белер объединила множество архивных материалов, связанных со скандальным режиссером Кристофом Шлингензифом — автором лучшего павильона 54-й Венецианской биеннале. Сразу две ленты — «Быть Жеромом Белем» и «Ретроспектива» — рассказывают о французском хореографе Жероме Беле, который старается убедить весь мир, что классический балет бесчеловечен, а для танца годится любое тело.