Колыбельная для X Æ A-Xii «Медуза» рассказывает историю стартапа Endel родом из России, который убаюкивает сына Граймс и покоряет мир персонализированной музыкой
В октябре 2020 года мировые СМИ облетела новость о том, что канадская певица Граймс, недавно родившая ребенка от создателя SpaceX и Tesla Илона Маска, записала нейроколыбельную — успокаивающую мелодию из семплов собственного голоса для своего сына. Сгенерировать ее помог искусственный интеллект стартапа Endel, придуманного выходцами из России. Разработанное ими приложение генерирует персонализированную «окружающую музыку» — индивидуальный для каждого пользователя набор звуков, который создается с учетом множества факторов: времени суток, погоды за окном, необходимости сконцентрироваться, заснуть или расслабиться. «Медуза» рассказывает, как творческая команда из композитора, художника, бывшего журналиста и бывшего солиста поп-группы сделала один из самых модных технологических стартапов этого года.
Из журналистов в бизнесмены
Десять лет назад журналист Олег Ставицкий всерьез задумался о собственном бизнесе. К тому моменту он уже несколько лет проработал в журнале «Сноб» и газете F5, а до этого долго делал обзоры видеоигр для журнала «Игромания». Чужие проекты, про которые он писал, вдохновляли его на создание своего — всю жизнь рассказывать про успехи других людей не хотелось, рассказывал Ставицкий.
В мире технологий в это время происходило много нового: 2010-й стал годом появления первого iPad и многие на медиарынке тогда были уверены, что этот гаджет произведет революцию в потреблении контента и убьет рынок традиционной прессы, отмечал он. Ставицкий на тот момент работал в бесплатной газете F5 (закрылась в 2012 году). Он обратился к генеральному директору медиагруппы «Живи!», в которую входила газета, Юрию Кацману с просьбой назначить его директором по новым форматам медиа всей группы. Это дало бы ему возможность возглавить разработку iPad-приложения для F5, которым он так хотел заняться.
«Я получил добро, и в том же году вышло приложение F5 для iPad. На тот момент оно выглядело круто, но было громоздким и неудобным в использовании», — вспоминал Ставицкий. Зато первый проект, не связанный с журналистикой, еще сильнее подтолкнул его к созданию своего бизнеса.
Группа «Живи!» Михаила Прохорова в то время финансово поддерживала и помогала производить еще один медиапроект — «Гражданин поэт». В нем актер Михаил Ефремов читал стихи Дмитрия Быкова, написанные «на злобу дня». Ролики выходили на ютьюбе, кроме того, авторы проводили живые концерты. Этому проекту тоже нужно было свое приложение для мобильных устройств, Ставицкий предложил помощь — и Юрий Кацман вновь согласился.
Следующим шагом стало создание своего агентства по разработке приложений. Собственные деньги Ставицкий в него не вкладывал — инвестором стал предприниматель Игорь Ашманов, основатель компании «Ашманов и партнеры». С Ашмановым Ставицкого познакомила его подруга, которая на тот момент работала в компании бизнесмена директором по маркетингу, говорит он. Агентство получило название A&P Media. Его первым клиентом и стала медиагруппа «Живи!», которая заказала приложение для проекта «Гражданин поэт».
Ставицкий с ужасом вспоминает времена работы в агентстве: работа была трудной, то и дело возникал кассовый разрыв, и он беспокоился о том, что сотрудникам будет нечем платить. В дальнейшем работу агентства перенесли в Германию, куда со своим новым проектом переехал Ставицкий. Там оно сначала было переименовано в Vice3, а затем продано местной финтехкомпании Aureum Realwert. В беседе с «Медузой» Ставицкий указал на то, что подобный бизнес трудно масштабировать, поэтому в конце концов он потерял к нему интерес.
Тем более в тот момент у него уже был параллельный проект: спустя год после запуска A&P Media, когда у него родилась дочь, бизнесмен решил создать для нее «что-то креативное и цифровое». Им стало детское мобильное приложение для рисования Bubl: при прикосновении к экрану на нем под музыку появлялись геометрические фигуры, которые двигались, меняли форму и цвет.
Bubl был создан совместно с художником Протеем Теменом — он узнал о Ставицком благодаря его деятельности в области видеоигр и первый предложил поработать вместе. В дальнейшем к компании присоединились композитор Дмитрий Евграфов, специалист по анализу данных Дмитрий Безуглый, технический директор Кирилл Булацев и бывший солист группы «Лаванда», продюсер Филипп Петренко. С тех пор эта команда из шести человек неразлучна — Endel они создавали вместе.
Инвесторы для Bubl нашлись случайно и довольно быстро — ими стали Кирилл Белов и Григорий Фирсов, в дальнейшем основавшие венчурный фонд Impulse VC. Благодаря их участию приложение привлекло в общей сложности 200 тысяч долларов. По словам Ставицкого, продвигать новое приложение и приводить в него пользователей было сложно — эти мероприятия едва окупались. Все изменилось после того, как на Bubl обратила внимание Apple — приложение попало в топ на главной странице App Store, после чего оно стало приносить десятки тысяч евро в неделю.
В 2015 году Bubl заинтересовалась немецкая компания Fox & Sheep, которая разрабатывает цифровые продукты для детей, — она выкупила приложение у россиян, а затем сама была продана производителю игрушек Haba.
Рождение Endel
Продажа Bubl освободила время — и команда начала исследовать возможности в сфере звука. Ставицкий в какой-то момент обратил внимание на рост популярности плейлистов, предназначенных для облегчения засыпания и повышения продуктивности, а также на появление мобильных приложений для повышения осознанности, внимания и расслабления. По его словам, это показалось ему чем-то новым и перспективным в современном мире с его обилием информации и раздражающих факторов.
Как вспоминает Ставицкий, идея создания приложения, которое бы генерировало звуковой фон с помощью искусственного интеллекта, витала у него в голове давно, однако подходящее время для выпуска долго не наступало. Наконец, сошлись вместе сразу несколько факторов: люди стали платить за контент, звук стал играть важную роль в повседневной жизни и стал мобильным.
«Когда мы начинали, то решили: „Давайте просто разработаем технологию, которая сможет генерировать окружающую музыку“. Но по мере изучения этой темы стало понятно, что музыка должна быть более персонализированной. Это не может быть одна песня, один плейлист или один звуковой ландшафт. В действительности фоновая музыка зависит от того пространства, в котором вы находитесь», — рассказывал Ставицкий.
Именно этот принцип и был использован в основе Endel. Разработанная командой технология Endel Pacific создает «звуковые среды», предназначенные для потребностей конкретного человека в зависимости от того, нужно ли ему сконцентрироваться, заснуть, расслабиться или просто послушать что-то в дороге. При создании звукового фона алгоритм также может учитывать пульс человека, погоду за окном, время суток, количество пройденных шагов — и если данные меняются, технология реагирует и в реальном времени адаптирует звук.
На сегодняшний день в приложении доступны четыре режима: Relax, Focus, On-The-Go и Sleep. Используя входные параметры, которые Endel, в свою очередь, получает от операционной системы устройства, приложение, задействуя библиотеку семплов, формирует индивидуальный звуковой фон. Кроме того, фон формируется с учетом циркадных ритмов — циклических колебаний интенсивности биологических процессов, которые происходят в течение суток, утверждают создатели. Когда пользователь запускает приложение, оно сообщает ему, в какой фазе цикла он находится, например «утренний пик энергии», а также прогнозирует, когда эта фаза закончится.
За звуки в Endel отвечает один из основателей приложения, композитор Дмитрий Евграфов. В беседе с «Медузой» он рассказал, что интерес к музыке появился у него еще в возрасте 13 лет — тогда он начал сочинять музыку в приложении Garageband на своем первом дешевеньком Mac mini. По профессии он звукорежиссер, но эта работа его не привлекает — «больше хотелось работать с саунд-дизайном, созданием музыкальных произведений и их сведением».
Со Ставицким Евграфов познакомился через своего брата, который тоже работал в журнальной среде. «В каком-то смысле знакомство сразу было деловое, поскольку тогда у Олега была идея сделать собственную игру, а из-за особенностей ее механики нужна была вовлеченность композитора с самого раннего этапа», — вспоминает он.
Но Endel — это не только звук. К звуковому фону добавлен динамический визуал как в настольных медиаплеерах — его придумал художник Протей Темен, который тоже вошел в группу основателей.
Основатели Endel — очень творческая команда, отмечает Евграфов. «Тот факт, что в основателях нет людей, которым равнодушен Стив Райх и Брайан Ино, мне кажется, является нашей сильнейшей стороной, — говорит он. — Очень мало IT-стартапов, где в качестве сооснователя был бы современный художник. В нашем случае это Протей Темен, и он курирует очень подробно, как должно выглядеть наше приложение и наш стиль: все черно-белое, никаких других цветов, каждая маленькая деталь вручную сделана, каждая анимация промедитирована».
Мировое турне
Созданный в 2018 году Endel в тот же год привлек посевные инвестиции, которые возглавил Amazon Alexa Fund. Ставицкий рассказал «Медузе», что инвестиции нашлись быстро. «Дело в том, что на тот момент мы находились в несколько привилегированном положении. Мы просто позвонили нашим предыдущим инвесторам, плюс мы попали в Techstars Music Accelerator», — сказал он.
В 2020 году проект закрыл еще один инвестраунд, на пять миллионов долларов, который возглавил Кевин Роуз — серийный предприниматель и партнер инвестфонда True Ventures. Он основал стартапы Digg и Revision3, а одним из последних его проектов стало приложение для лечебного голодания Zero.
Роуз говорил, что его заинтересовала «идея создания замкнутой системы, которая использует обратную связь в реальном времени для изменения состояния тела в позитивном ключе». Ему также импонировало, что технология Endel базируется на научных исследованиях. Включая посевные инвестиции в 2018 году, общий объем инвестиций в Endel по состоянию на декабрь 2020 года достиг 7,1 миллиона долларов.
В 2019-м к Endel пришло признание на мировом рынке: стартап попал в поле зрения Warner Music, которая заключила с ним партнерское соглашение по созданию 20 альбомов с треками окружающего звучания. В Endel тогда утверждали, что стали первым «алгоритмом, заключившим сделку подобного масштаба», имея в виду контракт с крупной звукозаписывающей компанией, для которой обыденностью являются скорее сделки со звездами вроде Мадонны или Coldplay, чем с разработчиком технологии искусственного интеллекта. По словам Евграфова, все 600 треков для Warner Music были созданы «нажатием кнопки», то есть с минимальным вовлечением человека.
Помимо сотрудничества с Warner Music, компания заключила контракт с японской авиакомпанией All Nippon Airways для проигрывания фоновой музыки в салонах самолетов и запустила канал на Twitch.
Еще одним громким проектом стало сотрудничество с канадской певицей Граймс. В октябре 2020 года к существующим режимам Endel добавилась колыбельная с семплами ее голоса. Певица рассказывала, что идея создания колыбельной пришла к ней после рождения весной 2020 года сына от предпринимателя Илона Маска, которому родители дали экстравагантное имя X Æ A-12.
Граймс обратила внимание, что ребенок плохо засыпает под обычные мелодии, и решила обратиться за помощью к искусственному интеллекту. Так появилась колыбельная AI Lullaby, которая стала частью Endel.
Евграфов говорит, что после коллаборации с Граймс они увидели интерес к технологии Endel Pacific со стороны других артистов столь же высокого уровня. «Поэтому мы ожидаем, что в скором времени будет еще что-то подобное», — заявил он «Медузе».
Кроме того, сейчас команда работает над новыми функциями. «В частности, мы переделываем работу наших звуков в режиме сна, основываясь на новых научных исследованиях», — рассказал он, не уточнив, что это за исследования. По его словам, стартап также готовит версию своего приложения для Apple TV и развивается в b2b-направлении — ведет работу с несколькими автоконцернами над интеграцией Endel в автомобили. Также Endel начали встраивать в потребительскую электронику — в частности, в умные колонки, смартфоны, телевизоры и наушники. Первое такое партнерство компания заключила с Amazon, в ее колонке Alexa появилась разработанная Endel функция генерировать звук. Кроме этого, создатели надеются использовать Endel в помещениях организаций здравоохранения и фитнес-центрах «для настройки посетителей на нужный лад».
«На Endel [у нас] огромные планы. Это очень важная технология, которая растет сумасшедшими темпами в направлении цифровых продуктов, которые улучшают качество жизни не только на физическом, но и духовном уровне», — подытожил Ставицкий в разговоре с «Медузой».
«Ты видишь материализацию своей воли»
Сейчас почти вся команда Endel находится в Берлине, в России по-прежнему живут только Евграфов и Безуглый. Евграфов говорит, что уже собирался переехать, но «карты ему попутала пандемия». Ставицкий в разговоре с «Медузой» выражает надежду, что вся команда в ближайшее время соберется вместе в Германии.
Endel оказалась в Берлине исключительно по деловым соображениям — после продажи немецкой компании своего предыдущего проекта A&P Media. На вопрос о том, планирует ли Ставицкий возвращаться на родину, он ответил, что у него нет каких-то предубеждений относительно России, но делать бизнес в ней он бы не стал.
«В современных реалиях быть русской компанией — это самоубийство, к сожалению. Ни один международный фонд не инвестирует в российское юрлицо», — посетовал он, ссылаясь на геополитическую обстановку в качестве причины.
Об уходе от наемного труда в собственный бизнес Ставицкий не жалеет, хотя и признает, что было сложно. «Возросла интенсивность жизни, но качество упало в первые несколько лет — все свое время отдаешь бизнесу. Бизнес — не самая приятная и здоровая деятельность: сыпется здоровье, круг общения, — признается он. — Но в обмен на это ты получаешь новые знания и новый опыт, и вообще много нового узнаешь про себя. Когда ты являешься предпринимателем, ты видишь материализацию своей воли».
Ставицкий добавил, что уход в свой бизнес помог ему найти призвание: «Endel — дело моей жизни. Мне потребовалось несколько попыток, чтобы нащупать масштабную идею, которая отзовется в современном мире. И вот, кажется, я ее нащупал».