«Что ты возьмешь с собой, если больше никогда не вернешься домой?» Манижа стала послом доброй воли по делам беженцев и сняла клип «Город солнца» — о том, как страшно уезжать. Премьера на «Медузе»
В декабре российский музыкант из Таджикистана Манижа Сангин (Manizha) стала послом доброй воли Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Этой теме Манижа посвятила и свой новый клип «Город солнца» — он о том, с чем сталкиваются люди, вынужденные покинуть свой дом. Автором сценария стал Ладо Кватания, монтажом занимался младший брат Манижи Шер Хамраев, режиссером выступила она сама. «Медуза» представляет премьеру видео с комментариями музыканта.
Manizha
певица
Когда УВКБ ООН приняло решение объявить о моем назначении [на пост посла доброй воли] в декабре, я поняла, что не хочу, чтобы новость эта была сугубо официальной. Еще меньше мне хотелось писать какие-то пафосные речи. Я — музыкант, и говорю с миром своими песнями. Тогда, кстати, я еще не понимала, что уже написала ту самую.
Это клип о таких, как я. О тех, кто был вынужден покинуть свой дом. Что забирают с собой те, кто туда не вернется? Что же самое ценное? Воспоминания. Часто это единственное, что у беженцев остается от дома.
В видеоролике использованы домашние съемки из моего детства, кадры хроники Гражданской войны в Таджикистане, которые я видела по телевизору, а иногда из своего окна.
Снять клип в 2020 году артисту, лишенному концертов, сложно. И даже если бы мы нашли деньги, нам показалось неэтично тратить большие средства на видео, когда их можно было бы пожертвовать на помощь беженцам. Московские продакшены не готовы были в это непростое время работать благотворительно, без денег. И я обратилась к ребятам из Волгограда, с которыми уже работала — невероятно талантливым Fargo и Sota Media. Они взялись за съемки с огромным энтузиазмом и творческим азартом. Безвозмездно работали несколько суток без отдыха. Никакого дорогого оборудования, света, сложной графики, мы даже снимали на такую же камеру, на которую записывали все домашние видео в 1990-е. Намеренно хотели передать ту же атмосферу, что и на моих реальных детских съемках. Не хотелось заигрывать со зрителем, хотелось сделать максимально чистый, сырой кадр.
Удивительно, как магически все складывалось в этот раз, само собой, практически без подготовки. Даже песню я написала, можно сказать, во сне. Не один напевала мелодию и повторяла слова про город солнца и увозящий оттуда самолет.
Говорить об этом важно, потому что лица, ищущие убежище, и беженцы — это наша реальность. Можно закрывать глаза, выстраивать стены — но это лишь добавит социального напряжения и сделает жизнь хуже: и вашу, и приезжего. Нам — особенно в больших городах — все сложнее понимать других, сопереживать. Огромные скорости, много информации, нет времени и сил на лишнюю драму. Это понятно. И, конечно, никто не просит вас приглашать приезжего в свой дом и отдавать свою работу. Достаточно не испытывать агрессию — в более терпимом неагрессивном обществе приезжему хочется ассимилироваться. Это куда лучше, чем если человек станет забитым, испуганным, потерянным отщепенцем — для этого самого общества в первую очередь.
Нужна эмпатия. Вот, с чего я и предлагаю начать — попробовать встать на место человека, который был вынужден все бросить и уехать. Представить это легче, чем кажется. Каждый из нас хоть раз в жизни представлял: что я схвачу первым и унесу с собой, если пожар? Так вот, беженцы пережили такой «пожар» и порой не один раз.
Этот страх сегодня испытывают 80 миллионов вынужденно перемещенных лиц. И это статистика только за 2019 год. Мы не можем быть уверены, что подобное не произойдет с нами.