«Что, если…?» — мультсериал Marvel об альтернативных событиях вселенной Капитаном Америкой стала Пегги Картер, а Доктор Стрэндж и Питер Паркер оказались злодеями
11 августа на сервисе Disney+ состоялась премьера первого мультсериала Marvel Studios, созданного в рамках киновселенной MCU (Marvel Cinematic Universe). В предыдущих проектах Marvel, например в «Ванда/Вижн» или «Локи», студия пыталась углубить характеры супергероев, но «Что если…?» предлагает взглянуть на знакомые зрителям события под другим углом — и показывает альтернативную версию реальности Marvel. Что, если бы Стив Роджерс был зомби? Что, если бы Звездным Лордом из «Стражей Галактики» оказался главный герой «Черной Пантеры»? Что, если бы Питер Паркер был волшебником, а не Человеком-пауком? В кино и сериалах хронология основного мира продолжает двигаться вперед, но сериал «Что, если…?» позволяет заглянуть в параллельные миры. По просьбе «Медузы» журналист и фанат комиксов Александр Аммосов рассказывает, насколько смелым получился этот сериал.
Откуда вообще взялись эти альтернативные события
Как и во всех основных фильмах киновселенной, в основе мультсериала «Что, если…?» лежат сюжеты оригинальных — одноименных — комиксов издательства Marvel Comics. Первый выпуск «Что, если…?» вышел в 1977 году, к этому времени авторы Marvel уже зарабатывали на фанатских дебатах о судьбе персонажей.
Поклонники комиксов часто размышляли об иных путях, по которым мог бы пойти тот или иной сюжет. «Что, если…?» целиком отвечал этому запросу. Поначалу серия комиксов касалась достаточно простых историй, подавая происходящее с определенной долей юмора — так, дебютный выпуск рассказывал о том, как Человек-паук становился членом Фантастической четверки. Связывал друг с другом все эпизоды представитель инопланетной расы Наблюдателей по имени Уату — они следили за событиями в мультивселенной, не вмешиваясь в них. Позже рассказчиков начали менять, но в новом мультсериале авторы решили отдать дань уважения первоисточникам, поэтому Уату заглянул и туда.
Первый том «Что, если…?» состоит из 47 выпусков, последний из которых вышел в 1984 году. За сценарии отвечали популярные авторы, работавшие и над основной хронологией, среди них были Джек Кирби и Рой Томас. Со временем в серии появлялись все более дикие концепции (Конан-варвар перемещается в современный мир, а Ник Фьюри во время Второй мировой войны сражается в космосе!).
К этому моменту вышло уже 13 серий комиксов по мотивам альтернативных версий событий вселенной Marvel, не считая различных одиночных выпусков и «неофициальных» работ с похожим построением. Дошло до того, что в 1988 году даже появилась юмористическая спин-офф-серия «Какого…?!», где авторы отпустили последние сценарные тормоза и начали пародировать сюжетные ходы, придуманные ими же в прошлом, создавали выдуманные рекламные объявления и всячески издевались над знакомыми персонажами. К примеру, на одной из обложек злодей Танос делал из своей Перчатки Бесконечности… барбекю.
Сюжет комиксов
Довольно быстро самыми популярными сюжетами «Что, если…?» стали истории превращения героев в злодеев и наоборот: «Что, если бы Доктор Стрэндж стал учеником Дормамму?», «Что, если бы Доктор Дум стал героем?», «Что, если бы Локи нашел молот Тора?».
Часто в параллельной вселенной злодеи побеждали суперлюдей. Позже это подтолкнуло других авторов к созданию комиксов «Пацаны» и «Джессика Джонс», где главными героями становились отрицательные персонажи, и отходу от строгих правил популярных вселенных, как, например, в «Неуязвимом». По иронии, годы спустя некоторые идеи нашли отражение в основной серии комиксов. К примеру, в сюжетах про Халка Эла Юинга (выходят с 2018 года). В ней автор изучает психологически нестабильный внутренний мир Беннера/Халка, смешивая все это с элементами хоррора. Авторы «Что, если…?» рассуждали о Халке, сохранившем разум Беннера, еще во втором выпуске.
Со временем альтернативное развитие сюжета появилось практически у каждого крупного проекта Marvel: «Секретное вторжение», «Эра Альтрона», «Дом М», «Гражданская война», «Мировая война Халка» и у других. Освободившись от основной канвы повествования, одни сценаристы пытались исследовать более сложные вопросы, тогда как другие предпочитали эксперименты повеселее: «Что, если бы Гвен Стейси осталась жива?», «Что, если бы Халк стал варваром?», «Что, если бы Мстители всех победили?». Впрочем, чаще всего финал альтернативных историй был печальным. После истории с Гвен Стейси Человек-паук был вынужден скрываться, ведь все узнали, кто он такой. Забавно, что именно этот элемент из старого комикса напоминает сюжет новых «Пауков» в кино.
В «Что, если…?» истории заканчивались за один-два выпуска, авторы не превращали их в полноценные серии. Этим они отличались от других комиксов про альтернативные миры, которые растягивались на десятки номеров. Одним из самых известных таких примеров стала вселенная с Marvel-зомби, созданная отцом «Ходячих мертвецов» Робертом Киркманом.
Самыми свежими комиксами «Что, если…?» стали шесть отдельных номеров, вышедшие в 2018 году. Это очередная сборная солянка: «Что, если бы Ледяные гиганты воспитывали Тора?», «Что, если бы Питер Паркер стал Карателем?». Не обошлось и без традиционной порции безумия, благодаря которой банда музыкантов устроила апокалипсис: «Что, если бы комиксы Marvel вдарили металла с Призрачным Гонщиком?». Релизы основной киновселенной не раз увеличивали продажи комиксов, на которых они основаны, так что можно практически не сомневаться, что новые выпуски «Что, если…?» еще поступят в продажу.
Мультсериал — это экранизация старых комиксов?
Не совсем. К моменту публикации этого текста вышло три серии, так что для начала разберемся с ними. Шоураннером сериала выступила сценарист Эшли К. Брэдли, уже знакомая с мирами комиксов и анимации. Раньше она занималась «Стрелой» DC и писала сюжеты к мультсериалам Гильермо дель Торо во вселенной «Охотников на троллей». У каждого эпизода «Что, если…?» свой сценарист.
Стив Роджерс
Первая серия рассказывает об альтернативной судьбе Стива Роджерса, ставшего Капитаном Америкой в оригинальной серии. В альтернативной реальности его подстрелили и место суперсолдата заняла Пегги Картер. Сам же юный боец примерил костюм-прототип Железного человека, созданный Говардом Старком, отцом Тони.
В комиксах «Что, если…?» судьба часто забрасывала Роджерса куда попало: то он пропадал во время войны (5-й выпуск), то возвращался раньше обычного (44-й выпуск). Однако подобной смены ролей, как в сериале, не было (хотя в одной из историй Кэп становился президентом). Впрочем, эти перестановки в шоу получились косметическими: да, персонажи сталкиваются с новой угрозой, Пегги вооружается мечом и противостоит не только злу, но и сексистским шуточкам начальника по поводу женщин на войне. Однако суть «Первого мстителя» остается неизменной — перед нами все та же война, тот же злодей Красный Череп, тот же артефакт Тессеракт и так далее. Получается, что если бы место Стива Роджерса заняла Пегги Картер, то вышло бы примерно то же самое.
Авторы попытались уместить в одной серии весь фильм, что сильно сказалось на скорости повествования: события пролетают слишком быстро (два часа фильма уместили в полчаса). Такая схематичность тоже напоминает комиксы, но это скорее минус, чем плюс. Первую серию зрители признали «средненькой», но положение изменил второй эпизод.
ТʼЧалла
В сюжете про приключения ТʼЧаллы из «Черной Пантеры» в роли Звездного Лорда создатели использовали почти все лучшие элементы комиксов, хотя и изменили их тон. Завязка проста — вместо Питера Квилла команда наемника Йонду забирает с Земли ТʼЧаллу.
Серия повторяет лишь отдельные элементы «Стражей Галактики», а не весь фильм (и те значительно меняет). История о грабеже выставки Коллекционера похожа на события вторых «Стражей Галактики», но мотивация у персонажей совсем иная, да и участвуют в ограблении новые герои. К примеру, в сюжете появляется синекожая сестра Гаморы — Небула. Их отец Танос оставляет планы по уничтожению половины Вселенной, но его место занимает другой злодей. Завершается счастливая вроде бы история мрачно, в духе первоисточников — зловещим открытым финалом.
Аналога второму эпизоду мультсериала в комиксах нет (отправление жителей Ваканды в космос не в счет). Но эта серия больше понравилась зрителям, несмотря на сюжетные дыры. И все-таки — откуда у ТʼЧаллы прозвище Питера Квилла, которое ему дала мать?
Мстители
Именно третья серия больше всего похожа на первоисточник. Ник Фьюри начинает собирать команду Мстителей, но будущие супергерои загадочно погибают — причем даже те, которых, казалось бы, невозможно убить.
Мстители часто появлялись в комиксах «Что, если…?», выигрывая и проигрывая уже известные битвы, меняя состав команды и даже переходя на сторону зла. Третий выпуск рассказывал историю «Что, если бы Мстителей не существовало?», напоминающую события третьего эпизода сериала. Но в комиксе умирал один лишь Тони Старк, в то время как на экранах жертв оказалось гораздо больше.
С комиксом эпизод роднит и мрачноватый тон, который во второй серии появился только к финалу. Фьюри, Вдова и агент Колсон на протяжении всего повествования пытаются разгадать тайну, но раз за разом теряют нового героя. Причина происходящего тоже оказывается достаточно зловещей, как и появление на горизонте Локи. Впрочем, кое-какая надежда у зрителя все-таки остается.
Кто же убивает Мстителей?
Убийцей оказывается энтомолог Хэнк Пим. Это вполне логично: характер Пима в сюжетах комиксов Marvel был гораздо более скверным, чем в киновселенной, а в серии Марка Миллара про Мстителей из Ultimate-вселенной, тот и вовсе становился настоящим монстром. Как и в мультсериале.
А что будет дальше? Вселенная треснет?
Похоже на то, учитывая недавний трейлер третьего «Человека-паука» с Томом Холландом, в котором появились злодеи из «Человека-паука» с Тоби Магуайром. Все смешалось!
Что касается мультсериала, то, вероятно, зрителей ждет новый набор отсылок к оригиналам. Должен быть тот самый эпизод с зомби, традиционное изменение популярного события на примере «Эры Альтрона», злой двойник Доктора Стрэнджа и Тони Старк, сотрудничающий с Киллмонгером из «Черной Пантеры». Шоу уже продлили на второй сезон, в котором переосмыслят и фильмы четвертой фазы киновселенной. Именно в ней параллельные миры развернулись в полную силу — так что в будущем варианты развития событий могут быть еще безумнее.
Однако первому сезону все же не хватает размаха и продуманности. Отсылки к первоисточникам — это хорошо, но ведь и в них хватает нестыковок. Комиксы этой серии были скорее мысленным упражнением, не выходящим за скромные рамки пары номеров. Из-за этого в них появлялись всевозможные допущения, которых авторы мультсериала тоже не смогли избежать. Классический формат «одна история — один эпизод» в этом случае повредил повествованию.
Этот проект Marvel впервые за долгое время не сдерживают вообще никакие каноны, но его авторы будто сами не готовы набраться смелости и выйти за выставленные кем-то другим рамки.