За год в мире стало на полмиллиона подкастов больше. Какие из них действительно стоит послушать? Мы выбрали 10 новых шоу, с которыми можно провести каникулы
За год в мире стало на полмиллиона подкастов больше. Какие из них действительно стоит послушать? Мы выбрали 10 новых шоу, с которыми можно провести каникулы
Каждый год «Медуза» выбирает самые заметные новые подкасты. И с каждым годом выбор становится все сложнее, потому что совершенно невозможно уследить за тысячами новых шоу. За последний год в мире появилось более 500 тысяч подкастов, а общее число шоу в каталоге Apple Podcasts приближается к двум с половиной миллионам (Spotify фиксирует даже больше — 3,2 миллиона). Мы попросили студию «Техника речи» посоветовать новые подкасты на русском и английском языках, которые стоит послушать на каникулах.
Раньше команда «Техники речи» была частью нашего издания, но, когда весной 2021 года «Медузу» объявили «иноагентом», студия вынужденно отделилась и сейчас работает самостоятельно. У студии есть телеграм-канал с рекомендациями подкастов, новостями индустрии и советами для тех, кто сам записывает шоу.
«Пассажиры „Йомей Мару“»
Документальный аудиосериал «Русской службы Би-би-си» рассказывает удивительную историю времен Гражданской войны. В 1918 году 768 детей уехали из Петрограда в летний лагерь и вернулись домой только спустя два с половиной года, совершив кругосветное путешествие на японском сухогрузе «Йомей Мару». Они голодали на Урале, участвовали в боевых действиях на Дальнем Востоке, гуляли по Сан-Франциско и создавали революционный комитет в Нью-Йорке.
Поражает не только сама история, но и исследовательская и творческая работа, которую несколько месяцев вели Илья Кизиров, Сева Бойко и Витя Нехезин (сами себя они называют «любящими родителями» подкаста). В подкасте есть главный герой — подросток Юрий Заводчиков из Петрограда, и многие события мы видим его глазами. Также мы слышим отрывки из дневников и писем других детей и участников истории. Все их приключения захватывающе выстроены и поданы, а музыка и богатый саунд-дизайн усиливают эффект погружения. Кроме того, на сайте «Русской службы Би-би-си» у каждого выпуска, помимо обложки, есть отдельная красочная иллюстрация.
«Привет, ты иноагент»
Коротко этот подкаст можно описать так: реалити-шоу журналисток Сони Гройсман и Оли Чурковой о том, каково им жить в статусе иноагента. Но это емкое определение, конечно, не передает всю степень несправедливости и отчаяния, с которой столкнулись создательницы подкаста. Несмотря на бодрый темп и настрой авторов, слушать это, скорее, больно и грустно, чем весело. А шутки и задор ведущих воспринимаются как нервный смех в театре абсурда.
Гройсман и Чуракова попали в реестр СМИ — «иноагентов» в июле 2021 года, а издание «Проект», в котором они работали, власти объявили «нежелательной организацией». Журналистки были вынуждены полностью перестроить свою жизнь. В подкасте они рассматривают свой иноагентсткий статус с разных сторон — с эмоциональной, профессиональной, юридической и финансовой. Как отчитываться о каждом потраченном и заработанном рубле? Можно ли привыкнуть к уродливой плашке «Данное сообщение…», которую приходится ставить даже в комментариях в соцсетях? Как иноагенту найти работу? А может, пора просто уехать из России? На все эти вопросы Соня и Оля пытаются ответить вместе с другими иноагентами, юристами, журналистами. А еще в подкасте появляются их близкие, и разговоры с родственниками зачастую оказываются самыми пронзительными моментами эпизодов.
Зачем слушать «Привет, ты иноагент», особенно если вы не работаете в медиа? Чтобы понять, почему «иноагент» — это настоящая дискриминация, которая может коснуться любого, а не «знак качества» лучшим журналистам и общественникам.
И еще один подкаст о политике и давлении на журналистов
- «Дневники DOXA» — подкаст «Медиазоны», в котором редакторы журнала DOXA ведут хронику своего «полудомашнего ареста» (суд назначил им «запрет определенных действий»)
9/12
Проект американской студии Pineapple Street попал во многие топы 2021 года, в том числе по версии газеты The New York Times и журнала Time. И это действительно один из лучших проектов к годовщине терактов 11 сентября. За 20 лет на эту тему уже, казалось бы, все было сказано, но автор подкаста, журналист Дэн Таберски находит новый ракурс. Он пытается разобраться, как случившееся изменило отношение американского общества к свободе, безопасности, памяти, юмору.
Например, первый эпизод — август 2001 года, участники реалити-шоу отправляются на корабле по маршруту Джеймса Кука, — на момент атаки на Всемирный торговый центр они находятся в Индийском океане, в изоляции от внешнего мира и информации. О произошедшем им сообщает капитан — но шок и ужас от этой новости быстро проходят: вдали от трагедии оказывается несложно о ней забыть. Более того, участников спрашивают, хочет ли кто-то из них покинуть корабль, но никто этого не делает, — это их самозащита и в то же время способ проживания боли.
Точно так же шутки сотрудников сатирического издания The Onion, с которыми Таберски говорит во втором эпизоде, — это скорее способ рефлексии. Совершенно не понимая, о чем писать после 11 сентября, они собираются в редакции и начинают придумывать сатирические заголовки, большая часть из которых никогда не будет опубликована, — они решатся выпустить лишь этот: «Не зная, что еще делать, женщина испекла торт с американским флагом».
«Научи меня плохому»
Подкаст Института музыкальных инициатив (ИМИ) о смыслах поп-музыки 1990-х и 2000-х. «Научи меня плохому» — самодостаточное дополнение к тысячестраничному фолианту «Не надо стесняться», в котором собраны статьи о 169 постсоветских хитах — почти каждый из них россиянин знает наизусть. В подкасте журналисты Александр Горбачев и Андрей Клинг вспоминают эти песни и их исполнителей и рассуждают о том, почему принято стесняться попсы и почему на самом деле в ней нет ничего стыдного.
Ценно, что это не просто личные впечатления ведущих, а довольно глубокий анализ музыкальных явлений, на которых многие из нас выросли. При этом «Научи меня плохому» слушается очень динамично: да, это живой, плотный, насыщенный фактами рассказ, который дополняют фрагменты песен, цитаты из книги и отрывки из телеэфиров двадцатилетней давности.
«Научи меня плохому» — подкаст для тех, кто хочет взглянуть на попсу прошлых лет с исследовательской точки зрения и удивиться, что многое мы могли не заметить в то время, когда эти песни звучали из каждого киоска. Например, историю о том, как таксист дал денег Светлане Владимирской на съемки клипа «Мальчик мой». Или любопытную деталь, что евродэнс немецкой группы ATC «Around The World» — на самом деле кавер на «Руки вверх».
«Дочь разбойника»
Подкаст журналистки и фем-активистки Насти Красильниковой, в котором она рассказывает об опыте женщин, далеком от красивых картинок из глянца. В этом подкасте звучат только женские истории. И они очень разные. Есть такие, в которых узнать себя сможет, наверное, каждая: например, эпизод об отношениях с телом — в мире, где женщинам беспрерывно дают советы, как избавиться от «лишних килограммов». А есть, наоборот, удивительные и особые истории — например, эпизод о пилотессах в гражданской авиации. В конце ноября у подкаста вышел мини-сезон «Цена поездки» — это попытка исследовать проблему сексуализированного насилия и домогательств в такси. В центре — история 22-летней Яны, которую изнасиловал таксист, когда она уснула по дороге из бара. Но в подкасте звучит не только ее голос: Настя говорит и с другими девушками, которые пережили схожий опыт. А еще — с координаторкой центра «Сестры» и представителями агрегаторов, от которых, похоже, сложно добиться реальной поддержки и серьезных изменений в сервисе.
«Раздвиньте ноги»
Для женщин поход к гинекологу нередко связан со стрессом. Причин много: это и бестактные вопросы врачей, и их неуместные комментарии, и неаккуратность. Если эти переживания вам знакомы, сочувствуем. И советуем послушать подкаст «Раздвиньте ноги», в котором акушер-гинеколог Ольга Крумкач вместе с гостями рассказывает о женском здоровье, сексе и контрацепции. Особая притягательность этих разговоров — в том, как они ведутся: без назидательности, с уместными шутками и личными историями. Складывается ощущение, что ты оказался в кругу подруг, просто говорят они исключительно на гинекологические темы. Обязательно начинайте знакомство с первого эпизода — о походе к гинекологу. В нем Ольга признается, что сама грешит редкими походами к врачу, объясняет, зачем ходить к гинекологу раз в год, и пытается разобраться, каким должен быть идеальный прием.
«Цмур»
Подкаст проекта «Кружок» из пяти коротких эпизодов — это увлекательное путешествие в Цмур, маленькое село в Дагестане. В место, где жизнь невероятно далека от городского лайфстайла. Проводниками для слушателей в «Цмуре» становятся подростки. Они исследуют родные и неизвестные места, спасают котенка, разбираются с биологом, кто такие голые землекопы, — и слушают закат! Да, оказывается, в аудио даже небо можно передать. В первом эпизоде мальчик по имени Мавлудин говорит: «Закройте глаза, чтобы вы все это чувствовали». И это работает: шум водопада, смех мальчишек во дворе, причмокивание кислыми листьями — ты переносишься к героям и идешь рядом с ними. Сделать эту историю подросткам помогли Юрий Сапрыкин, Александр Борзенко и Ильдар Фаттахов.
И еще один подкаст о российской глубинке
- «Пока не выпал снег» — шестисерийный очерк журналистов «Новой Газеты» Елены Костюченко и Юрия Козырева о жизни нганасанов — коренного народа Таймыра
The Apology Line
У американской студии Wondery много классных нарративных подкастов (это по их документалке The Shrink Next Door о психотерапевте-мошеннике сняли сериал с Уиллом Фэррелом и Полом Раддом). Один из лучших проектов Wondery в 2021 году — The Apology Line. Эта история просто обязана была стать подкастом, потому что в ее основе — огромный массив аудиосообщений-исповедей, которые записывались в течение почти 15 лет.
Все началось с того, что в 1981 году американский художник-концептуалист Аллан Бридж запустил горячую линию извинений. Он расклеил на улицах Нью-Йорка объявления с номером телефона и призывом ко всем желающим звонить, рассказывать о своих «грехах», чтобы «облегчать душу». Желающих извиниться оказалось очень много, и среди них были те, кто признавался в реальных преступлениях. Разбираясь в чужих историях и судьбах, Бридж в какой-то момент забывает о собственной жизни. А подкаст, который начинается как интригующий тру-крайм, к финалу превращается в личную и семейную драму.
«Почему мы еще живы»
Подкаст студии «Либо/Либо» о медицинских открытиях, которые изменили мир, — пример того, как нелинейно можно раскрыть, казалось бы, довольно специфическую околонаучную тему.
Исторические хроники здесь переплетаются с рассказом ведущего, врача Федора Катасонова, а также с комментариями экспертов от науки и медицины. К примеру, первый эпизод, посвященный химиотерапии, начинается с записи эфира американской радиостанции 1948 года, в которой ведущий берет интервью у 12-летнего пациента с лимфомой, мальчика Джимми. Так запускается кампания по сбору денег на исследование химиотерапии, а Джимми становится символом борьбы с онкологическими заболеваниями в США.
Слушая истории о том, как были открыты химиотерапия, инсулин, антидепрессанты, антибиотики и многое другое, поражаешься тому, как велика роль случая во многих историях, и смотришь в домашнюю аптечку по-новому.
Кстати, у нашей студии два года назад тоже выходил научно-популярный подкаст о медицинских открытиях и исследованиях — «История болезни». Так что, если вам не хватило «Почему мы еще живы», послушайте и его тоже.
Good Grief
Короткий, но очень сильный подкаст американской студии Lemonada Media о том, как мы переживаем смерть близких. В каждом из шести эпизодов по 10-15 минут герои подробно и эмоционально рассказывают, как они теряли родственников и друзей. А мы вместе с ними (иногда буквально по минутам) снова проживаем эти тяжелые события.
Мы слышим отца, у которого погибла двухлетняя дочь (нелепая и трагическая случайность — на прогулке на нее упала штукатурка с ветхого здания). Знакомимся с женщиной, у которой из-за ковида умер отец. Узнаем историю девушки, у которой убили бойфренда. Еще две героини вспоминают братьев: у одной брат погиб в автокатастрофе 30 лет назад, у другой — умер от передозировки. А в последнем эпизоде женщина рассказывает, как от рака умерли ее родители.
Good Grief заявлен как «иммерсивный подкаст о том, как мы скорбим». И несмотря на то, что он сделан, на первый взгляд, скупыми средствами (мы слышим только монологи и довольно минималистичный саунд-дизайн), это действительно глубокое погружение в историю. Подкаст производит очень мощное впечатление. Кажется, что ощущаешь то же, что и герои, сочувствуешь им и, конечно, плачешь вместе с ними в конце. Абсолютный катарсис. Настоятельно советуем слушать в наушниках.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!