Сегодня финал «Евровидения». Что нужно знать об украинской группе Kalush — главном претенденте на победу?
Четырнадцатого мая в Турине пройдет финал «Евровидения». Участников от России на фоне войны в Украине до конкурса не допустили. Саму же Украину представит этно-рэп-группа Kalush Orchestra — и, судя по прогнозам экспертов, у нее есть все шансы на победу. Для самого конкурса определение результата станет непростой задачей — жюри придется решить, насколько политический контекст важнее в песенном конкурсе, собственно, самих песен. По просьбе «Медузы» о коллективе рассказывает украинский музыкальный эксперт Саша Вареница.
Кто такие Kalush
В 2022 году Украину на «Евровидении» представляет этно-рэп-коллектив Kalush Orchestra, собранный под конкурс на основе одноименного трио Kalush. В изначальный состав группы входил фронтмен Олег Псюк, сопилкарь Игорь Диденчук и анонимный участник MC Килиммен, чье прозвище можно перевести как «человек-ковер».
Kalush появились осенью 2019 года. С первого же релиза группы (клип «Не маринуй») для рэп-тусовки и критиков было ясно: это продюсерский проект. Запуском группы занимался Ванек Клименко — продюсер Alyona Alyona.
Если в случае с Аленой ее оригинальность и фактура были всем очевидны, то Kalush — это проект, в котором «фишки» пришлось специально искать и собирать в одну историю. Начиная от розовой панамы, которую не снимает Псюк, заканчивая его канонической для рэпа биографией, на которой сделан особый акцент: наркозависимость и наркоторговля, последовавшая за этим переоценка ценностей и спасение через музыку. Сопилкарь Kalush — это участник группы Go_A, которая успешно выступила на «Евровидении» от Украины в 2021 году, заняв третье место. Сам этот типаж — миловидный мастер игры на народных инструментах — одна из удачных находок украинских продюсеров последних лет. Такой же персонаж есть, например, в группах Kazka или Onuka. Наконец, Килиммен — человек-загадка в супергеройском трико, отвечающий за стебную аутентичность. Ходят слухи, что под маской этого персонажа скрывается не один, а сразу несколько МС из украинского хип-хоп-андеграунда.
«Крючок» группы Kalush — это особый флоу Олега Псюка: сочетание калушской фонетики (Калуш — это маленький город в Ивано-Франковской области) с пулеметной скоростью читки, из-за которой решительно невозможно разобрать слова. Которые, по задумке, не так уж и важны. Главное, что Kalush «качает».
Как их узнала вся Украина
Стоит признать, что первое время дела у Kalush шли не так уж здорово. Расти «под крылом» у большой звезды вроде Алены Алены часто значит оставаться в ее тени (другой похожий пример — протеже Ивана Дорна Constantine). Индустрия видит в этом читерство, аудитория — лишь последователя артиста-локомотива. На хип-хоп-сцене этот скепсис умножается надвое, ведь любое продюсерское вмешательство — «это не тру».
К тому же на старте Kalush выпускали слабый материал. Забавная читка Псюка быстро перестала удивлять, в остальном все было достаточно тривиально: избитые нравоучения для молодежи в текстах, мол, «бросайте наркоту» (песня «Ти Гониш») и пошловатый гоп-стиль («Кент», «Типок»). Kalush долго не могли найти себя и постепенно превращались в «хромую утку». Группу все чаще высмеивали в комментариях на The Flow, а украинский музыкальный сайт «Слух» и вовсе выпустил целый лонгрид под названием «Что не так с группой Kalush?».
Успех пришел в тот момент, когда Kalush перестали гнаться за завышенными ожиданиями рэп-тусовки и признались себе в том, что никакие они не суровые рэперы, а ловкие конъюнктурщики в поисках народной любви. Продюсер группы Ванек Клименко вовремя понял, что не стоит изобретать велосипед, достаточно взять уже популярный в Украине кальян-рэп (вроде того, что выходит на лейбле «Жара») и перевести его на украинский язык. Так появилась песня «Зорi» (2020) — лирический рэп-хит, после выхода которого Kalush наконец проснулись знаменитыми. Почти 15 миллионов просмотров на ютьюбе — в истории украинской хип-хоп-сцены больше было только у «Тает лед» группы «Грибы».
В 2021 году Kalush провернули подобный фокус еще раз. В дуэте с молодым артистом Skofka они записали вирусную песню «Додому» — трогательную историю о тоске по детству, положенную на простецкий мотив в стиле группы «Сектор газа». «Додому» в Украине стала настоящим народным хитом, той самой песней, которая звучит из каждой машины или телефона.
После этого номера Kalush засыпали предложениями о сотрудничестве. Группа спела дуэтом со звездой инстаграма Jerry Heil, Артемом Пивоваровым, Христиной Соловий и даже с группой «Океан Эльзы». Наконец, коллектив отправился в большой тур по Украине, где в лучших традициях «Ласкового мая» давал по два концерта в день.
Как они оказались на «Евровидении». И что случилось с Алиной Паш
В тот момент, когда, казалось бы, можно выдохнуть и плавно войти в стадию бронзовения, Kalush решили еще больше повысить ставки. Расширились до этно-оркестра, переоделись в национальные костюмы и отправились штурмовать международную сцену. Для этого они выбрали самый очевидный путь — отбор на «Евровидение».
В последние семь лет национальный отбор на «Евровидение» в Украине стал важнейшим событием, которое несколько недель обсуждает вся страна. Превратить формальную процедуру в драматичное телешоу придумали телеканал СТБ и продюсер Константин Меладзе еще в 2016 году, когда в захватывающей борьбе за путевку на конкурс встретились топ-звезды украинской сцены — группа The Hardkiss, Sunsay и будущий триумфатор финала в Стокгольме, певица Джамала.
Национальный отбор — это масштабная постановка, легенда «Евровидения» Андрей Данилко в составе жюри и самый популярный шоумен Украины Сергей Притула в качестве ведущего. Когда отбор на конкурс превратился в шоу, многие участники хотели не столько попасть на само «Евровидение», сколько получить мощное промо на телевидении.
В разные годы через отбор прошли группы Kazka и Yuko, исполнители Tayanna и Laud и многие другие артисты. Но, несмотря на успех телеформата, итоговый результат конкурса долго никого не впечатлял. На «домашнем» «Евровидении» в Киеве рокеры O.Torvald заняли 24-е место. В 2018 году эпатажный Melovin финишировал семнадцатым. А в 2019 году, после скандала с певицей Maruv, Украина и вовсе отказалась от участия в конкурсе. Go_A в 2021 году помогли исправить ситуацию, но и им пришлось ждать своей очереди больше года, так как в 2020-м конкурс отменили из-за пандемии.
Перезагрузка нацотбора в 2022 году напрашивалась сама собой. К тому же украинские звезды первой величины — Монатик, Оля Полякова, Тина Кароль, Иван Дорн, Надя Дорофеева, NK или Макс Барских — не спешили принимать участие в «Евровидении» (им интереснее двигаться к западной публике другими путями). В итоге нацотбор — из-за дороговизны, пандемии и отсутствия ощутимых результатов — снова превратился в обычное вечернее шоу. Список участников сократили вдвое — там остались исключительно молодые артисты или вообще дебютанты. Среди них очевидными фаворитами были Kalush, а также новый проект Юрия Бардаша Wellboy и певица Алина Паш.
Финал нацотбора прошел 12 февраля и обернулся чередой громких скандалов. Членов жюри обвиняли в ангажированности. В первом же номере группы Cloudless на сцене выключился звук, а при оглашении победителя завис экран с оценками. Ведущие просто назвали победителя — им стала Алина Паш. Сразу после эфира Kalush потребовали у компании-аудитора показать распечатку с оценками, которые огласили, но не вывели на экран. Те отказались, вызвав еще больше подозрений у зрителей.
После долгих споров победителем таки признали Алину Паш, которую, впрочем, много критиковали за неискренность. Еще вчера она была дерзкой хулиганкой — главой рэп-лейбла и смелой певицей-экспериментатором. Но на «Евровидении» она вдруг предстала в драматичном образе с надрывной балладой «Тіні забутих предків».
Со слезами на глазах и с картой Украины за спиной Алина в своем номере напоминала скорее акционистку, чем участницу песенного шоу. Сопереживать ей не получалось — драма на сцене была чистой выдумкой, метамодерном. В песне смешалось все: древние боги, Шекспир, Дюма, зов предков, многовековая война за свободу. Попытавшись объять в одном концепте всю страну, весь народ и всю ее историю, певица расписалась в склонности к гигантомании, надавив на все болевые точки сразу, но не попав ни в один конкретный нерв общества. Как это сделала ранее та же Джамала с историей о депортации крымских татар в 1944 году.
Кроме того, патриотический номер Алины Паш странно контрастировал с шумихой вокруг ее имени в интернете, где обсуждали старые фотографии певицы на фоне Кремля и концерт в оккупированном Крыму в 2015 году, куда Алина попала якобы самолетом через Москву (нарушение законодательства Украины). После ее победы в нацотборе шумиха только усилилась, певице даже пришлось представить справку о том, что она въехала в Крым с территории Украины. После чего активист Сергей Стерненко провел свое расследование и выяснил, что справка была поддельной. В конечном счете Алину Паш дисквалифицировали.
Kalush тем временем успели разругаться с организаторами, каналом и жюри, грубо обвинив их в некомпетентности и непрозрачности решений. Что, впрочем, не помешало им как коллективу, занявшему второе место в отборе, принять предложение организаторов и выступить вместо Паш в финале. Последним аккордом этого скандального отбора стала реакция продюсера Wellboy (они заняли третье место в отборе) Юрия Бардаша, который указал на сходство композиции Kalush Orchestra «Stefania» и знаменитой «Gangstaʼs Paradise» рэпера Coolio.
Что Kalush покажут в финале конкурса
Каким бы конфликтным ни был отборочный этап, 24 февраля все изменилось. Ужасы войны и шок от немыслимых новостей быстро заставили забыть о внутренних распрях украинского шоу-бизнеса. Перед лицом врага украинский народ (артисты в том числе) оставил в прошлом старые обиды и объединился ради общей цели — победы Украины. Алина Паш, которая сразу после истории с «Евровидением» объявила о паузе в карьере, не стала уходить — она регулярно дает благотворительные концерты в Европе и участвует в многочисленных акциях поддержки Украины. Певица даже сделала кавер на песню Kalush «Stefania», чтобы поддержать группу, и пожелала им удачи.
В целом в Украине все понимают, что Kalush Orchestra и их сингл «Stefania» — это крепкий и совсем не стыдный номер, но это далеко не лучшее из того, что могла бы представить миру украинская сцена в момент своего «звездного часа». Здесь можно вспомнить номер Onuka 2017 года, чтобы понять, насколько убедительно могут выглядеть большие местные артисты.
Вместе с тем все понимают, что «Евровидение» — это конкурс, который отражает актуальные социально-политические тренды. Потому, конечно, симпатии большинства стран Европы в этом году будут на стороне Украины. К тому же украинские герои сегодня — это простые парни на фронте, защитники родины. И в этом смысле простые парни на сцене удачно рифмуются с обновленным имиджем страны.
В самой же Украине конкурс в этом году вызывает гораздо меньший интерес из-за плотности других новостей: от регулярных сводок с фронта и трагических событий в Буче или Мариуполе до визита во Львов Анджелины Джоли или концерта Боно в киевском метро. Но, конечно, все желают победы Kalush Orchestra: в этот сложный момент украинцы особенно нуждаются в радостных событиях.
По предварительным прогнозам и котировкам букмекеров, именно Украина — фаворит финала в Турине. После выступления Kalush Orchestra в первом полуфинале ставки на них только выросли. Это значит, что эксперты прогнозировали победу Kalush «заочно»: благодаря солидарности всего мира с Украиной. Но после их выступления в полуфинале все смогли убедиться в том, что у Kalush Orchestra действительно качественный номер, а сами они уверенно держатся на сцене.
Эксперт «Евровидения» Андрей Данилко, сам участвовавший в конкурсе в 2007 году, отмечает: «Основная интрига будет в том, на чем в итоге сделают акцент члены жюри и зрители в финале: на политике или на самой песне?» Ведь «Евровидение» — это прежде всего вокально-песенный конкурс, а в случае с Kalush Orchestra мы имеем дело с классическим хип-хоп-треком с вокальными этно-вставками и танцами. Это будет непростая дилемма с точки зрения внутренней самоидентификации «Евровидения». Потому итоговый результат все еще остается непредсказуемым.
Среди прочих фаворитов эксперты выделяют британского исполнителя Сэма Райдера (фантастический фальцет в стиле Bee Gees, но заурядная песня) и певицу из Швеции Корнелию Якобс, чья композиция отдаленно напоминает «Shallow» Леди Гаги и Брэдли Купера. В остальном первые полуфиналы показали нам крен в сторону архаичного глэм-рока и хард-рока (влияние победителей прошлого года Maneskin). Обычно место «возмутителей спокойствия» занимает какой-то один коллектив. В этом году таких участников сразу пятеро, включая хорошо известных финнов The Rasmus. Кроме того, к привычному набору эпических баллад, евродэнса и средиземноморских мотивов теперь добавился еще и кантри-фолк в стиле Долли Партон от эстонцев и исландцев.