За один день московские власти сменили руководство трех театров — «Гоголь-центра», «Современника» и «Школы современной пьесы» Из трех прежних худруков двое открыто выступали против войны
Вечером 29 июня московский департамент культуры уволил руководство в трех подведомственных театрах. В «Гоголь-центре» художественного руководителя Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева заменят Антон Яковлев и Александр Бочарников (кроме того, площадке вернут прежнее название — Театр им. Гоголя). «Современником» вместо Виктора Рыжакова будет управлять худсовет, а директором вместо Татьяны Барановой станет Юрий Кравец. «Школу современной пьесы» покинет основатель театра Иосиф Райхельгауз, его преемником назначен Дмитрий Астрахан. Официальная причина — истечение контрактов у руководителей. «Медуза» рассказывает, кем были прежние лидеры этих площадок — и кто пришел им на смену.
«Гоголь-центр»
По документам институция по-прежнему называется Театром имени Гоголя — под этим именем она была известна до ребрендинга 2012 года, когда ее возглавил Кирилл Серебренников. При нем заурядный московский театр превратился в один из самых успешных.
Серебренников руководил «Гоголь-центром» до февраля 2021-го и покинул пост вскоре после того, как его признали виновным в хищении средств, выделенных на проект «Платформа». Процесс шел четыре года и выглядел политическим: лидер «Гоголь-центра» регулярно критиковал власть, а убедительно доказать его вину обвинение так и не смогло.
Серебренникова на месте худрука «Гоголь-центра» сменил Алексей Агранович — актер, режиссер и продюсер, который перезапустил артистическую карьеру благодаря сотрудничеству с театром.
Зрители и сотрудники театра воспринимали Аграновича как человека из команды Серебренникова, который продолжает дело основателя. Директором площадки при Аграновиче оставался Алексей Кабешев, который занял этот пост в 2017 году.
О результатах их работы известно из отчета «Гоголь-центра»: в 2021-м, несмотря на ковидные ограничения, театр заработал столько же, сколько получил из столичного бюджета, в первом полугодии 2022-го — даже больше, а зрительные залы за последние полтора года в среднем заполнялись на 92%.
В феврале 2022-го Алексей Агранович подписал письмо театральных деятелей против войны в Украине. С начала вторжения актеры «Гоголь-центра» перестали выходить на поклоны — вместо этого на сцене появлялось изображение голубя мира.
Новым руководителем театра стал Антон Яковлев. При нем площадка продолжит работу под прежним названием — Театр им. Гоголя. Яковлев — сын актера Юрия Яковлева, режиссер театра и кино. Он выпускал спектакли в разных московских и петербургских театрах, в том числе самых заметных, например в МХТ им. Чехова, но по-настоящему громких успехов в его карьере до сих пор не было. Последняя на сегодня режиссерская работа Яковлева — «Игроки» в Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова (в театральных кругах Михалкова называют «теневым министром культуры», именно с ним связывают перемены в «Гоголь-центре»).
Преемник Алексея Кабешева на посту директора — Александр Бочарников, бывший директор Новосибирской филармонии. Яковлев и Бочарников открыто против войны не выступали.
«Современник»
Режиссер Виктор Рыжаков стал художественным руководителем «Современника» в январе 2020 года после смерти Галины Волчек — соосновательницы знаменитого театра, которая занимала этот пост почти полвека.
Рыжаков — один из главных героев российской режиссуры нулевых и десятых годов, эксперт по современной русскоязычной драматургии, открывший москвичам пьесы Ивана Вырыпаева, лауреат национальной премии «Золотая маска», а еще — известный театральный педагог. Прежде чем возглавить «Современник», он семь лет руководил Центром им. Мейерхольда и создал там вместе с Еленой Ковальской Школу театрального лидера — проект, который стал важнейшим этапом в карьере многих известных режиссеров, художников, продюсеров и критиков.
В 2021 году «Современнику» исполнилось 65 лет: команда Рыжакова увидела в этом повод заново осмыслить прошлое театра. К юбилейной дате «Современник» собрал мемориальную выставку, выпустил документальный спектакль «Вечно живые. История в лицах» и вместе с «Мобильным художественным театром» Михаила Зыгаря запустил аудиопроменад «Ненапрасная юность» по Бульварному кольцу, посвященный основателям площадки.
Летом того же года общественная организация «Офицеры России» пожаловалась в Генпрокуратуру и московскую мэрию на премьеру «Современника» «Первый хлеб» — главным образом их возмутил монолог, который исполняет Лия Ахеджакова (по сюжету героиня Ахеджаковой, эксцентричная провинциальная бабушка, навещает могилу мужа, погибшего в Афганистане). Председатель общественного совета при Минкульте РФ Михаил Лермонтов после этого предложил ведомству проверить все театры на «соответствие стратегии национальной безопасности» — тогда эта инициатива не встретила поддержки. Жалоба «Офицеров России» тоже ни к чему не привела.
В феврале 2022 года Рыжаков, как и Агранович, подписал письмо против войны в Украине.
При Рыжакове директором «Современника» была Татьяна Баранова, в прошлом — директор театра по финансам. Теперь ее сменит Юрий Кравец, который работал директором в театре Александра Калягина Et Cetera, а до этого — заместителем директора в МХТ им. Чехова и продолжает работать там актером (в 2018 году Кравец был одним из тех, кто сопротивлялся назначению в МХТ режиссера Сергея Женовача — кандидата от Минкульта — и предлагал на этот пост Константина Хабенского, давнего сотрудника театра).
А вот худрука в «Современнике» больше не будет — по крайней мере пока, его заменит художественный совет (в таком формате «Современник» работал в первые годы, но сегодня в России нет ни одного сколько-нибудь известного театра, управляемого худсоветом). Кто войдет в этот совет, неизвестно.
«Школа современной пьесы»
Режиссер Иосиф Райхельгауз основал «Школу современной пьесы» в 1989-м и с тех пор был ее бессменным руководителем. В разные годы здесь работали Евгений Гришковец (его знаменитый моноспектакль «Как я съел собаку» вышел именно в этом театре), Михаил Угаров, Андрий Жолдак, Дмитрий Крымов и другие известные режиссеры. Хотя «Школу современной пьесы» трудно назвать театром первого ряда, в ней довольно часто случались громкие премьеры.
Сам Райхельгауз активен в СМИ, его часто критикуют, причем по разным поводам: одни обвиняют режиссера в недостатке патриотизма, другие — в непристойном поведении (в 2021 году три женщины рассказали «Газете.ru» о домогательствах со стороны режиссера; Райхельгауз, комментируя изданию обвинения в свой адрес, назвал их «чушью собачьей»).
Режиссер не высказывался против войны публично, но прекратил сотрудничать с актером Маратом Башаровым после того, как тот поддержал вторжение в Украину (это версия самого Башарова; Райхельгауз говорит, что уволил артиста из-за срыва гастролей). При этом резонансное обсуждение того, что Башаров бьет своих жен, никак не повлияло на его позиции в театре. Провластные ресурсы регулярно приписывают Райхельгаузу фразу «После 2 мая воздух в Одессе стал чище»; первоисточник цитаты «Медузе» найти не удалось. Райхельгауз — коренной одессит, известный своими проукраинскими взглядами.
Новым руководителем «Школы современной пьесы» назначен актер, режиссер театра и кино Дмитрий Астрахан. Астрахан начал карьеру в 1980-е, в 1990-х руководил Театром комедии в Петербурге и снял несколько заметных фильмов — например, мелодраму «Ты у меня одна» с Александром Збруевым и Мариной Нееловой. За последнее десятилетие больших театральных успехов у режиссера не было. Среди его последних театральных работ — «Доходное место» в «Ленкоме» и «Леди на день» в Театре Российской армии.