В России вышел новый «Джон Уик». Его создатели Чад Стахелски и Дэвид Литч — бывшие каскадеры Рассказываем, как они выросли из дублеров Киану Ривза и Брэда Питта в лучших режиссеров боевиков
Постановщики трюков Чад Стахелски и Дэвид Литч в начале нулевых сменили профессию и, став режиссерами, сняли лучшие экшены десятилетия: серию фильмов «Джон Уик», «Взрывную блондинку», «Дэдпул-2» и многие другие картины с невероятными драками. Их компания 87eleven подготовила десятки голливудских актеров к съемках в боевиках — так, что многим из них теперь не нужны дублеры (даже звезда «Лучше звоните Солу» Боб Оденкерк, отучившийся у них для боевика «Никто» Ильи Найшуллера, превратился в мастера боевых искусств). 23 марта в России вышла четвертая часть «Джона Уика» в постановке Чада Стахелски, Дэвид Литч — исполнительный продюсер картины. Рассказываем, как бывшие каскадеры из «Матрицы» перевернули жанр боевиков.
После 24 февраля 2022 года российские зрители практически лишились голливудского кино. Перестали показывать не только новинки: например, весной 2023-го онлайн-кинотеатры вроде «Кинопоиска», Okko и других лишились классических хитов студии Disney — теперь в России нельзя официально посмотреть даже «Пиратов Карибского моря» и «Звездные войны».
Но в середине февраля стало известно, что российский прокатчик «Атмосфера кино» (компанию создали руководители московского офиса американской студии Universal, закрывшегося после начала войны) каким-то образом договорился о выходе на большие экраны четвертой части одной из самых успешных кинофраншиз последних лет — «Джон Уик».
Второй Нео, второй Тайлер Дерден
Все части «Джона Уика» выпустила сложившаяся команда одних и тех же авторов — редкий случай для большого студийного кино. Для режиссеров Дэвида Литча и Чада Стахелски, а также сценариста Дерека Колстада (он написал «Джона Уика», назвав главного героя в честь своего дедушки) первый совместный боевик сразу же стал прорывом — но к этому успеху постановщики шли почти 20 лет.
Будущие режиссеры познакомились во время съемок «Матрицы». Стахелски тогда был дублером Киану Ривза и его тренером по боевым искусствам. Каскадер с детства занимался единоборствами, к тому моменту у него уже было несколько черных поясов — он окончил всемирно известную академию единоборств Дэна Иносанто, единственного ученика Брюса Ли, которому актер позволил обучать других людей своему стилю кунг-фу джиткундо. Вскоре Стахелски и сам стал преподавателем этой академии.
Первая его работа в кино — дублер Брэндона Ли, сына Брюса Ли, в печально известном фильме «Ворон» (1994). В это же время братья Вачовски искали идеального двойника Киану Ривза для «Матрицы» (1999), и Стахелски пришел на прослушивание. Одновременно каскадер работал на одном из телешоу и в день кастинга в «Матрицу» разбил голову на съемках — в сцене, где в него врезалась машина. Вот как он вспоминает прошедший после этого кастинг в фильм Вачовски:
Я думал: окей, сделаю какой-нибудь бросок и связку — ну и хватит. Но мне показали хореографа боевых сцен Чэнь Ху и попросили: просто повтори все, что он сделает. Полтора часа спустя я вернулся с кастинга весь в поту — я повторил все комбинации, удары, сальто. По сей день это самое долгое и трудное прослушивание в моей жизни. Тогда же я впервые встретил Киану — мы сфотографировались и разошлись.
Стахелски думал, что его не взяли: целый месяц от режиссеров не было никаких новостей. Но его все-таки утвердили — и он сыграл Нео вместе с Киану Ривзом. Актеры так подружились на съемках, что Стахелски стал постоянным дублером актера, сыграл вместе с ним в сиквелах «Матрицы» и «Константине: Повелителе тьмы». Кроме того, Стахелски стал координатором трюков в боевиках Вачовски, для этой работы ему понадобился напарник — им стал его друг, Дэвид Литч.
Литч вырос в Висконсине, в небольшом городе Колер. Он тоже обожал боевые искусства, в его комнате в детстве висели постеры с каратистами, на практике он оттачивал приемы у себя в гараже (в городе не было ни одной школы единоборств). Позже Литч поступил в университет в Миннесоте и пришел в местную школу боевых искусств Иносанто — ту же, что окончил Стахелски. Они познакомились на соревнованиях: Чад тогда уже начал карьеру в кино, жил в Лос-Анджелесе и предложил новому приятелю заняться тем же.
До работы над сиквелами «Матрицы» Литч уже побыл дублером Брэда Питта на съемках «Бойцовского клуба» (1999), «11 друзей Оушена» (2001) и «Шпионских игр» (2001). Также он был каскадером в «Блейде», «Сорвиголове» — и в ситкоме «Клиника».
Научить Шварценеггера драться
В начале нулевых авторы экшенов старались упростить трюки, чтобы сэкономить на съемках. Вместо красивых хореографических связок, снятых одним кадром, режиссеры шли на уловки — отдельно снимали каждый удар и каждое падение, а затем монтировали сцены из этих элементов, что, по сути, убивало весь смысл работы каскадеров. Стахелски и Литч были апологетами другого подхода. Литч рассказывал:
Как постановщик боевиков я всегда настаиваю на том, чтобы в фильмах были уникальные красивые трюки — чтобы показать масштаб и раскрыть персонажей.
После выхода трех «Матриц» друзья придумали бизнес-модель, которая в результате перевернула жанр экшена. «Во время съемок „Матрицы“ мы изучили опыт китайских постановщиков боевой хореографии — их команда обучает актеров перед съемками, чтобы те сами могли динамично двигаться и воспроизводить цепочки трюков. Мы захотели перенести это в западное кино», — объяснял Литч в одном из интервью.
Так Литч и Стахелски основали компанию 87eleven — арендовали склад недалеко от аэропорта Лос-Анджелеса и собрали в качестве преподавателей лучших каскадеров Голливуда. Через инсайдеров в студиях команда узнавала, какой боевик готовится к запуску. Затем они разрабатывали для этого фильма оригинальную цепочку трюков, которую невозможно снять по принципу «удар отдельно, падение отдельно». Это были сложные постановочные драки и погони, которые постановщики ставили и снимали за свой счет, после чего смонтированные видео передавали студиям — хотя те даже не просили об этом. Стахелски объяснял:
Мы говорили режиссерам: хотим эту работу, хотим сделать этот фильм и вот что вы могли бы получить. Это было похоже на мини-киношколу [для нас].
Именно так бывшие каскадеры убедили Зака Снайдера нанять их для съемок эпического фильма «300 спартанцев» в 2004 году. Стахелски и Литч перевезли всю свою команду на площадку в Монреаль и несколько месяцев тренировали актеров по рукопашному бою и сражениям на мечах. В результате получился хит, собравший полмиллиарда долларов. Для 87eleven открылись все двери.
Компания Стахелски и Литча работала над постановкой «Голодных игр», «Росомахи», «Шерлока Холмса» Гая Ричи, боевика «Рэд» с Брюсом Уиллисом, «Неудержимых», «Черепашек ниндзя» Майкла Бэя, «Мира юрского периода» — и практически всех боевиков с Джейсоном Стэйтемом. Режиссеры обожали Литча и Стахелски, ведь они не просто ставили трюки, но и раскрывали характеры персонажей через экшен. Так, в 2013-м они создали боевой стиль Росомахи. Режиссер «Росомахи» и «Логана» Джеймс Мэнголд хвалил каскадеров:
Когда я обсуждаю сцены с каскадерами, мне обычно предлагают набор заготовленных трюков. Но Стахелски и Литч понимают, что борьба на экране должна служить повествованию. Они всегда говорят об истории.
По словам Литча, 87eleven подготовила актеров для большинства крупнейших боевиков последних 15 лет: «Киану был здесь [на занятиях 87eleven], Райан Рейнольдс, Скарлетт Йоханссон, Крис Хемсворт, Крис Эванс. Весь актерский состав „Мстителей“. Хью Джекман, Сталлоне, заглядывал и Шварценеггер».
Каскадеры — режиссеры
Через десять лет успешной работы 87eleven бывшие каскадеры поняли, что пора снимать свое кино. Они умели ставить экшен, а снимать научились, пока готовили боевую хореографию для других режиссеров. Кроме того, Стахелски и Литч великолепно знали и чувствовали актеров. Для будущего хита не хватало только идеального сценария.
В 2013-м старый друг постановщиков Киану Ривз принес им рукопись Дерека Колстада, «Джон Уик». «Я отправил им сценарий сначала только для постановки экшена. Но втайне я надеялся, что они захотят снять все. И они сделали это!» — рассказывал Ривз.
Три месяца Чад и Дэвид обучали Киану, сыгравшего в боевике главную роль, тяжелейшим трюкам. Актер к тому моменту уже носил белый пояс по бразильскому джиу-джитсу и черный — по дзюдо. О подготовке Киану к съемкам рассказывал Стахелски:
Мы хотели сделать из обычного парня сверхчеловека за несколько месяцев. Никакого подвоха: нужно было всего лишь жить в спортзале по шесть-восемь часов в день, сидеть на диете и терпеть, как каждый тренер по джиу-джитсу, дзюдо и боевым искусствам выбивает из тебя дерьмо. Ему нельзя было пить, он был обязан бегать на беговой дорожке, делать растяжку каждый день. Плюс хореография, хореография, хореография. Это большое дело. Не многие способны на такое.
«Джон Уик» стал хитом проката в 2014 году: при бюджете в 20 миллионов долларов (в Голливуде обычно столько тратят на артхаусное инди) боевик собрал 86 миллионов в мире — и получил 86% положительных рецензий критиков на Rotten Tomatoes.
Каскадерское прошлое новоиспеченных режиссеров сформировало их авторский стиль: в каждой их картине есть долгие и жестокие драки с использованием оружия и подручных материалов; сцены, снятые длинными дублями; трюки в их кино актеры практически всегда делают самостоятельно.
После успеха «Джона Уика» дуэт режиссеров разошелся: Стахелски продолжил работу с франшизой «Джон Уик», а Литч снял второго «Дэдпула» и «Взрывную блондинку» с Шарлиз Терон. Десятиминутная драка Терон с отрядом убийц, снятая длинным кадром (в ней есть несколько незаметных склеек), вероятно, одна из лучших экшен-сцен в кино последних лет.
Звездами жанра стали и другие члены команды 87eleven. Например, Сэм Харгрейв, который работал дублером Криса Эванса в «Мстителях» и ставил боевую хореографию для серии Капитана Америки, тоже переключился на режиссуру — и снял боевик «Тайлер Рейк» с Крисом Хемсвортом. В этой работе тоже чувствуется стиль команды 87eleven: многоступенчатые связки в драках, длинные дубли (есть в картине и 12-минутная сцена погони с драками и перестрелкой). Крис Хемсворт почти все трюки делал самостоятельно. Причем бывший каскадер Харгрейв сработал еще и как оператор — прыгал, бегал и падал вслед за актерами с камерой в руках.
Никто
Изначально «Тайлера Рейка» должен был снимать россиянин Илья Найшуллер — клипмейкер (он делал брутальные видео для «Ленинграда» и The Weeknd) и режиссер, снявший боевик от первого лица «Хардкор» (2016). Но из-за проблем со здоровьем он отказался от проекта.
В 2018-м Найшуллер снова пересекся с 87eleven: автор «Джона Уика» Дерек Колстад написал сценарий боевика «Никто», Дэвид Литч стал продюсером фильма, а российского постановщика пригласили в качестве режиссера. Главную роль в экшене сыграл 57-летний Боб Оденкерк — комик и сценарист, звезда «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». До этого он не только никогда не выполнял трюки — актер признавался, что вообще ни разу не был в тренажерном зале. Режиссер Илья Найшуллер рассказывал о подготовке к съемкам боевика «Никто»:
Это было немного неловко. Вот в замкнутом пространстве, внутри огромного ангара Джейсон Стэйтем и Киану Ривз в одиночку дерутся с 12 парнями. А вот Боб — тренируется лишь с одним партнером, но весь потеет.
Но тренеры 87eleven чудесным образом превратили комедийного актера в машину смерти. Оденкерк потратил два года на тренировки. В результате весной 2021-го Найшуллер стал первым режиссером из России, чей фильм возглавил американский прокат, а фильм получил 84% на Rotten Tomatoes. Стиль 87eleven в этой картине легко считывался: невероятно жестокая, но при этом смешная и реалистичная четырехминутная драка в автобусе, где Боб Оденкерк исполняет связки по четыре-пять ударов, настолько впечатлила зрителей, что этот отрывок на ютьюбе собрал 30 миллионов просмотров.
В четвертой части «Матрицы» Стахелски и Литч выступили уже в роли консультантов, а трое каскадеров из их команды сыграли в самом фильме Ланы Вачовски. Кроме того, постоянный актер фильмов 87eleven, мастер боевых искусств и тренер Боба Оденкерка Даниэл Бернхардт (его можно увидеть выше в сценах из «Никто» и «Взрывной блондинки») вернулся к роли агента Джонса, которую исполнял в третьей части «Матрицы». «Матрицей» влияние постановщиков не ограничивается — спустя 15 лет после запуска компании Литча и Стахелски практически в каждом боевике работают каскадеры 87eleven.
Судя по первым отзывам в американских медиа и рейтингу 94% на Rotten Tomatoes, «Джон Уик — 4» — новая планка в карьере режиссера Чада Стахелски и его команды. Критики пишут о «живых и захватывающих драках, лучшей хореографии боев в серии и невероятной постановке». Создатели фильма так выложились, что после релиза четвертого «Джона Уика» решили взять паузу. Вот что рассказал Стахелски:
Мне кажется, на время закончили. Хотим дать Джону Уику отдохнуть. Мы с Киану отправимся в долгую поездку в Токио [для продвижения четвертой части], сядем в шотландском баре в Imperial Hotel и спросим друг друга: «Ну как?» Затем выпьем пару бокалов двадцатилетнего виски и поделимся парой идей, написанных на салфетках. Если эти идеи будут живучими, возможно, мы снимем по ним фильм.