Вышел подкаст «Съешь апельсин» — об истории одного из лучших советских мюзиклов, сказки «Али-Баба и 40 разбойников». Зачем сегодня нужна эта пластинка? Послушайте (сразу все!!) эпизоды на «Медузе»
Вышел подкаст «Съешь апельсин» — об истории одного из лучших советских мюзиклов, сказки «Али-Баба и 40 разбойников». Зачем сегодня нужна эта пластинка? Послушайте (сразу все!!) эпизоды на «Медузе»
Кооператив независимых журналистов «Берег» выпустил документальный подкаст «Съешь апельсин». В нем журналисты Виктор Давыдов и Александр Садиков исследуют историю музыкального спектакля «Али-Баба и 40 разбойников» — не только невероятно популярной детской пластинки, но еще и одного из лучших мюзиклов, придуманных в СССР. Авторы подробно анализируют процесс создания сказки, вышедшей в 1981 году, и пытаются вписать ее в советский и российский культурный контекст. А заодно выясняют, как ориенталистские клише 40-летней давности звучат сейчас, на фоне переосмысления советской и российской истории. Все восемь эпизодов вышли сразу. С любезного разрешения кооператива мы публикуем их прямо тут. Подкаст также можно послушать на сайте «Берега», на всех основных аудиоплатформах и на ютьюбе.
Пластинку «Али-Баба и 40 разбойников» создал звездный состав авторов. Пьесу написал Вениамин Смехов, музыку сочинили Сергей Никитин и Виктор Берковский, а сыграли все это Олег Табаков, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Армен Джигарханян, Леонид Филатов, Татьяна Никитина и сам Смехов.
Сказка появилась во времена глубокого застоя — и на излете брежневской эпохи выражала надежду на то, что все, что «было навсегда», когда-нибудь закончится. Вероятно, и сегодня, когда идет война, а многим людям в России и за ее пределами кажется, что темные времена никогда не пройдут, «Али-Баба» сможет подарить немного надежды.
«Что-то будет». С чего начался «Али-Баба» — и при чем тут персидская поэзия и актерские капустники
Как вышло, что актер и звезда фильма про мушкетеров Вениамин Смехов стал автором невероятно популярной детской сказки? И как во времена глубокого застоя могло появиться такое оптимистичное и свободное произведение?
«Почему Сим-Сим». Как Вениамин Смехов придумал сказку, перемешав старинную историю с советскими мемами
Второй эпизод — об истории сказки. Откуда вообще взялась эта история? С чего вдруг ею заинтересовались в СССР? И почему Шахерезада на самом деле тут ни при чем?
«Целый день поет он и танцует, вот!» Как барды Никитин и Берковский сочинили настоящий мюзикл
В третьем эпизоде Сергей и Татьяна Никитины рассказывают, как бардам удалось написать музыку, сочетающую в себе элементы советской эстрады и западного диско, а также мотивы, которые, по мнению создателей, должны отсылать к стереотипному «востоку».
«Сначала песня, а потом момент любой». Музыковед Анна Виленская объясняет, как устроена «Али-Баба» — и что общего у этих песен с Boney M, Queen и Radiohead
Четвертый эпизод — с подробным разбором музыки «Али-Бабы и 40 разбойников». Чем же она цепляет? Это точно диско? А может, джаз и эстрада? И есть ли там элементы настоящей восточной музыки?
«Очень хорошо. А теперь все вместе!» Как лучшие драматические актеры СССР стали детскими певцами — и записали настоящий шедевр
Кастинг на «Али-Бабу», по воспоминаниям Никитиных, шел «через плов»: Вениамин Смехов позвал на главные роли своих друзей и любимых актеров — Олега Табакова, Сергея Юрского, Наталью Тенякову, Армена Джигарханяна. И не прогадал!
«Ты думаешь, я бедный и голодный». Пожалуй, самые известные строчки сказки спел Михаил Ганеев. Кто это? И что мы знаем о его загадочном ансамбле «Панорама»?
Шестой эпизод — о музыкантах, которые играли и пели на пластинке. Ведущие рассказывают об элите советской эстрады — ансамбле «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна — и открывают удивительную историю вокалиста Михаила Ганеева, чей загадочный коллектив обозначен на обложке «Али-Бабы» как «ансамбль „Панорама“».
«Зачем новый брат у Али-Бабы?» Почему другие воплощения пьесы нам не по душе? И как теперь относиться к стереотипному изображению «Востока»?
Этот эпизод — о жизни музыкальной сказки «Али-Баба и 40 разбойников» после выхода пластинки. Как ее исполняют в среде авторской песни? Как ставят в театрах, в кино и на телевидении — и почему эти воплощения редко могут сравниться с оригиналом?
Кроме того, в этом выпуске антрополог Сергей Абашин объясняет, как быть с тем, что «Али-Баба» — как и многие другие произведения массовой культуры «про Восток» — наполнен ориенталистскими клише.
«За что нам так приятны неприятности». Чему нас научил «Али-Баба»?
В финале подкаста отвечаем на главный вопрос: в чем же все-таки феномен «Али-Бабы» и зачем эту сказку слушать сегодня?
«Съешь апельсин» можно слушать на всех основных аудиоплатформах и на ютьюбе.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!