Великая рэп-битва. Максимально исчерпывающий гид по бифу Дрейка и Кендрика Ламара Один обвинил другого в педофилии, а в ответ получил упреки в домашнем насилии. Дошло до стрельбы. Что это было?
Великая рэп-битва. Максимально исчерпывающий гид по бифу Дрейка и Кендрика Ламара Один обвинил другого в педофилии, а в ответ получил упреки в домашнем насилии. Дошло до стрельбы. Что это было?
Уже несколько недель западная музыкальная индустрия обсуждает «рэп-битву века» — биф Кендрика Ламара и Дрейка. Бывшие друзья и коллеги весной 2024 года вдруг начали обмениваться диссами, в которых не только унижали друг друга и переходили на личности, но и касались семейных проблем. Кендрик, обращаясь в своем треке к родителям Дрейка, заявил, что тот педофил. Дрейк же несколько раз обвинил Ламара в том, что тот бьет свою жену. Судя по показателям стримингов, выиграл Кендрик Ламар. Но, возможно, победа досталась ему слишком большой ценой.
Как развивался биф. Коротко (насколько это возможно)
- В начале 2010-х Дрейк и Кендрик Ламар выступали и записывались вместе. Вскоре их отношения ухудшились. Много лет конфликт ограничивался редкими уколами в треках в адрес друг друга.
- В октябре 2023 года Дрейк и Джей Коул выпустили трек «First Person Shooter». В нем они заявили, что вместе с Ламаром составляют «большую тройку» рэперов. Через несколько месяцев, в марте 2024-го, Ламар в песне «Like That» заявил, что он не входит ни в какую тройку — он такой один.
- 5 апреля Джей Коул записал дисс на Ламара «7 Minute Drill». Через два дня он извинился за него и удалил трек со стримингов.
- 13 апреля уже сам Дрейк записал дисс на Ламара — «Push Ups». Среди прочего в тексте он намекнул, что Кендрику изменяет его жена Уитни Алфорд. Не дождавшись ответа, 24 апреля Дрейк выпустил еще один дисс «Taylor Made Freestyle», где призывал Ламара ответить.
- 30 апреля Ламар опубликовал трек «Euphoria», где сказал, что ненавидит Дрейка. Также он заявил, что у того ненастоящие кубики на прессе, а еще тот плохой отец. И предупредил, что Дрейку не стоит трогать его семью.
- 3 мая Ламар опубликовал еще один дисс «6:16 in LA», где утверждал, что кто-то из окружения Дрейка сливает Ламару информацию о нем.
- Дрейк ответил в тот же день: 3 мая он выложил дисс «Family Matters». По словам Дрейка, Ламар бил свою невесту Уитни, а отец одного из детей Ламара — друг Кендрика, менеджер и продюсер Дейв Фри.
- Ламар ответил моментально — уже через час он выложил дисс «meet the grahams», где заявил, что Дрейк занимается секс-траффикингом и сексом с подростками, а также скрывает, что помимо сына у него есть еще и дочь.
- На следующий день, 4 мая, Ламар опубликовал еще один дисс «Not Like Us», в котором вновь обвинил Дрейка в педофилии. Еще он сказал, что Дрейк паразитирует на других музыкантах. И что у Кендрика записано на него еще десять таких диссов.
- 6 мая Дрейк выпустил «The Heart Part 6», в котором отрицал все обвинения.
- 7 мая полиция Торонто сообщила, что возле особняка Дрейка тяжело ранили его охранника. Неизвестно, был ли Дрейк дома и связано ли это с конфликтом.
О завершении противостояния сами рэперы не заявляли, хотя новых треков после 6 мая не было. Судя по количеству прослушиваний, в рэп-битве победил Кендрик Ламар. Согласны с этим и в индустрии.
А теперь вся эта история — с подробностями
Дружба
Кендрик Ламар и Дрейк не всегда ненавидели друг друга.
Они познакомились в июне 2011 года — после первого концерта Кендрика в Торонто, где живет Дрейк. «Мы возвращались в отель. <…> Дрейк узнал, что я был в городе. Он работал там над альбомом [«Take Care»]. Сказал, что хочет встретиться. Мы встретились, пообщались, посмотрели друг на друга и сразу нашли общий язык», — вспоминал об их первой встрече Ламар. Более того, Дрейк первым услышал дебютник Кендрика «Section.80» — и назвал альбом «потрясающим».
В итоге Дрейк пригласил Ламара поучаствовать в альбоме «Take Care», у них вышел фит «Buried Alive Interlude».
Засветившись на «Take Care», Ламар встал в один ряд с Рианной, Лил Уэйном, Андре 3000 из Outkast и другими звездами, которые тоже поучаствовали в записи пластинки. До выхода прорывного альбома Кендрика «good kid, m.A.A.d city» оставался еще год. Сказать, что дуэт с Дрейком, где Ламар пророчески читал о своей будущей популярности, как-то принципиально изменил его карьерный путь, было бы преувеличением. Но, безусловно, песня повлияла на его популярность — как и выступления на разогреве у Дрейка в туре «Club Paradise» 2012 года.
Не ради обмена любезностями, но ради записи хорошего трека Дрейк в 2012-м тоже выступил на альбоме Ламара, ставшем для того поворотным. Президент лейбла Top Dawg Entertainment, выпустившего пластинку «good kid, m.A.A.d city», Панч заметил, что Дрейк как нельзя лучше подходил для исполнения самой романтичной песни альбома «Poetic Justice».
В том же году оба рэпера записали трек вместе с Асапом Рокки — «Fuckin» Problems». Дрейк среди прочего читал о том, что не доверяет тем, кого не знает. Позже в баттле Ламар воспользуется этим и скажет, что у Дрейка паранойя.
На волне суперуспеха «good kid, m.A.A.d city» (альбом называют одним из лучших в 2010-х) в 2013 году Кендрик назвал себя королем обоих побережий — Западного и Восточного. В треке «Control» Биг Шона он читал: «Люблю вас всех, но стараюсь убить. Сделать так, чтобы фанаты никогда о вас не услышали. Они больше не хотят слышать от вас ни слова». В тексте он по имени обращался к одиннадцати рэперам, среди которых был и Дрейк, как бы вызывая их пусть на дружескую, но битву.
Беспрецедентный уровень самолюбования, который демонстрировал Ламар, тогда уже казался вполне обоснованным. Этот куплет в «Control» признается одним из важнейших в десятилетии — за сверхпрямоту и откровенность, а также за мастерство, с которым Кендрик его зачитал. Кто-то из адресатов (Лупе Фиаско и Джей Коул) взялся отвечать Ламару, Дрейк же отмахнулся и заявил, что это просто амбиции, и Ламар не может его «убить»; к тому же недавно они виделись на церемонии MTV VMA, и там все прошло мирно.
Кендрик так уже не считал. В том же 2013-м он «напал» на Дрейка на вручении наград BET Hip-Hop Awards, назвав его «чувствительным рэпером», которого трек «Control» «засунул обратно в пижаму». Дрейк после этого говорил, что Ламар провоцирует его на конфликт — и ставит в положение, когда все от него ждут ответа. Но поддаваться на провокации не собирался.
По одной из теорий, Ламар изменил отношение к Дрейку, узнав, что того ненавидит рэпер DMX, который сказал: «Мне ничего не нравится в Дрейке. Мне не нравится его долбаный голос. Мне не нравится, о чем он говорит. Мне не нравится его лицо. Мне не нравится его походка. Ничего мне в нем не нравится».
Кендрик молчит. В игру вступают Тупак и Снуп Догг
В последующие годы война между Дрейком и Ламаром скорее была холодной. За исключением эпизода в 2015 году, когда Кендрик в хите «King Kunta» зачитал о Дрейке: «Рэпер с гострайтером? Что это за херня случилась?», намекнув, что тексты Дрейку пишут сторонние авторы. Дрейк ответил в фите «100» с The Game: «Я забрал бы всех твоих фанатов, если бы не ушел в поп, а продолжил бы писать серьезное дерьмо».
Конфликт вновь начал разгораться в октябре 2023-го, когда Дрейк и Джей Коул выпустили сверхуспешный трек «First Person Shooter» — он дебютировал в чарте Billboard Hot 100 сразу на первом месте (для Коула это был первый подобный успех, для Дрейка — тринадцатый). Коул зачитал:
Люблю, когда спорят, кто тут самый крутой MC
Это K-Dot? Это Обри? Или я?
Мы большая тройка, как будто мы создали лигу,
Но прямо сейчас я чувствую себя Мухаммедом Али.
Дрейк же прямо сравнивал себя с Майклом Джексоном («Мне осталась одна [песня на первом месте в чарте] до Майкла»). После успеха «First Person Shooter» он действительно сравнялся с Джексоном по количеству песен № 1 в истории Billboard Hot 100.
Кендрик ответил только через пять месяцев.
В марте 2024-го в треке «Like That» c альбома рэпера Future и продюсера Metro Boomin «We Donʼt Trust You», он зачитал: «Заткните рот тем самым гробом» — вероятно, в ответ на строчку «Мы сделаем твою песню похоронной» из «First Person Shooter».
Кендрик продолжал: «Нахрен ваши диссы, нахрен большую тройку — я такой один. И вообще, Принс пережил Майкла Джексона».
Отвечать взялся Джей Коул. 5 апреля в сольном диссе «7 Minute Drill» он прошелся по дискографии Ламара, заявив, что его первый альбом «Section.80» стал классикой, последний «Mr. Morale & The Big Steppers» — провалом, а второй «Good Kid, M.A.A.D City» всех «усыпил», хотя его и расхвалили. «Но если дойдет до дела, я унижу его за этим микрофоном», — хвалился Коул.
Уже через два дня после выхода трека он внезапно извинился. Со сцены на фестивале Dreamville Коул в течение шести минут объяснял, почему «7 Minute Drill» — одна из самых глупых вещей, которые он когда-либо делал. Якобы друзья подначивали его ответить и он поступил «морально неприемлемым» образом, выпустив трек. Кендрик, добавил Коул, — один из величайших эмси в истории. Через несколько дней «7 Minute Drill» исчез со стриминг-платформ. Это извинение в рэп-среде восприняли, мягко говоря, спорно.
22 апреля к конфликту подключился Канье Уэст. Он выпустил ремикс на трек Future и Metro Boomin «Like That». Канье поддержал в нем Кендрика. Больше всего в треке досталось не Дрейку, а Джей Коулу, который к тому моменту уже извинился.
В частности, пишет The Flow, он зачитал, что от рэпа Джей Коула «все киски засохли». А все достижения Дрейка у Канье есть уже давно, напомнил он в треке. Вместе с треком Канье выложил мем о том, что девушки не любят рэп Коула.
Больше в бифе Кендрика и Дрейка Канье не участвовал.
Следом к схватке подключился уже сам Дрейк.
13 апреля он опубликовал трек «Push Ups», в котором посмеялся над ростом и размером обуви Кендрика. Что касается большой тройки — по словам Дрейка, в нее скорее входят SZA, Трэвис Скотт и 21 Savage, ведь последний альбом Ламара «Mr. Morale & the Big Steppers» якобы провалился. Самая жесткая строчка в диссе Дрейка: «Я хожу с телохранителями, как Уитни» — то ли отсылка к фильму «Телохранитель» с Уитни Хьюстон, то ли жестокий подкол: не нужны ли жене Кендрика, Уитни Алфорд, телохранители, потому что он ее якобы бьет?
Ответа на «Push Ups» Дрейк не дождался — и просто продолжил диссить Ламара. 24 апреля канадец выпустил трек «Taylor Made Freestyle». В нем Дрейк задействовал искусственный интеллект — нейросети в двух куплетах переделали его голос в голоса Тупака Шакура и Снуп Догга.
Оба рэпера играют важную роль в жизни Ламара: он даже писал благодарственное письмо Тупаку за вдохновение в годовщину его гибели, а альбом Кендрика «To Pimp A Butterfly» изначально назывался «Tu Pimp A Caterpillar», и в его последнем треке рэпер разыгрывал разговор с Тупаком, используя аудиозапись интервью 1994 года.
Снуп Догга Кендрик называл своим «ментором» — в 2013 году именно Снуп был одним из тех, кто провозгласил Ламара «королем Западного побережья».
Голосом Тупака Дрейк провоцировал Кендрика:
Не буду врать, люди сбиты с толку.
Ты собираешься ждать еще неделю [перед ответом]?
Или отступить, чтобы эта девочка оказалась в топе?
Я бы на это не согласился.
Под «этой девочкой» Дрейк имел в виду Тейлор Свифт, у которой в то же самое время выходил новый альбом — по сути, он обвинил Кендрика в том, что тот не выпускает ответный дисс, потому что боится конкуренции за прослушивания с певицей.
Голосом Снуп Дога он продолжал подначивать: «И все же, ты должен показать этой гребаной сове, кто на Западе хозяин». Третий куплет Дрейк читал своим голосом. Главный его панч звучал так:
Теперь нам придется ждать целую неделю,
Потому что Тейлор Свифт — твой новый босс.
И если ты собираешься что-то выпустить,
Она должна это одобрить.
Заочные «участники» дисса отреагировали на него по-разному. Наследники Тупака пригрозили Дрейку судом за использование голоса рэпера — «Taylor Made Freestyle» пришлось удалить с официальных площадок. Снуп Догг вообще не понял, что происходит: «Что они сделали? Когда? Как? Вы уверены? <…> Я пошел спать. Спокойной ночи», — сказал он в ответном видео.
Разбудили Кендрика
30 апреля Ламар все же ответил Дрейку. Он выпустил трек «Euphoria», который сразу после выхода обрушил сайт с текстами песен Genius — фанаты ринулись читать текст и расшифровывать отсылки.
В треке Ламар тоже прошелся по внешности соперника (например, заявил, что Дрейк сделал пластику живота, чтобы у него были кубики). А еще назвал его плохим отцом: «Моего сына нужно воспитывать, но, похоже, ты ничего в этом не понимаешь» и раскритиковал за то, что Дрейк использует н-слово, хотя у него смешанная этническая идентичность.
Попутно он назвал Дрейка «жалким манипулятором», «патологическим лжецом», «мошенником», а также сказал, что попросту ненавидит походку, манеру разговора и одежду Дрейка (как когда-то говорил DMX). В финале он предупредил, что Дрейку не стоит говорить о семье Ламара в своих текстах.
Дрейк в ответ выложил в инстаграме монолог героини из романтической комедии «10 причин моей ненависти»: она долго перечисляет, за что ненавидит парня, но по монологу ясно, что она в него влюблена.
3 мая Кендрик опубликовал еще один дисс — «6:16 in LA». Над музыкой к нему работал продюсер Джек Антонофф, давний соавтор Тейлор Свифт.
Самыми жесткий панч в нем — о том, что в окружении Дрейка кто-то работает на Кендрика и сливает ему информацию: «Все в твоей команде шепчут, что ты этого заслуживаешь»; якобы его соратники устали от него — и хотят, чтобы он проиграл биф. Некоторые, заявляет Ламар, уже не могут выносить разнузданный образ жизни Дрейка, но боятся об этом сказать.
Дрейк ответил диссом «Family Matters», а Кендрик моментально — уже через час — выложил трек «meet the grahams». В обеих песнях реперы не ограничились взаимными обвинениями, а начали читать о самом личном — семьях друг друга. И предъявили самые серьезные обвинения.
В конце своего 7,5-минутного трека Дрейк утверждал, что Кендрик бил свою невесту Уитни — и команде Ламара пришлось приложить усилия, чтобы замять эту ситуацию. Настоящий отец одного из детей Ламара, утверждал Дрейк, — это Дейв Фри, правая рука и друг детства Ламара. «Образ, который ты нарисовал, фальшивый. Ты мертв», — читал канадец. В клипе на эту песню кто-то отвозит на свалку и уничтожает автомобиль с обложки альбома Кендрика «Good Kid, M.A.A.D City», где у них был совместный трек.
Ламар же обратился в своем треке напрямую к пятилетнему сыну Дрейка Адонису: «Смотрю я на твоего батю и думаю: зря твой дед не надел презерватив». А затем и к родителям Дрейка, заявив, что их сын — педофил и занимается секс-траффикингом: «Каждая, кто его слушает, знайте <…> Вы продаете ваших племянниц странным людям, не из числа хороших».
СМИ неоднократно писали о том, что Дрейк переписывается с несовершеннолетними коллегами. Впервые об этом заговорили в 2018 году, когда о переписке с 30-летним рэпером рассказала 14-летняя актриса Милли Бобби Браун («Очень странные дела»): «Я встретила его [Дрейка] в Австралии, и он, честно говоря, такой фантастический! Мы переписывались друг с другом на днях, и он сказал «Я так скучаю по тебе», а я ответила: «Я скучаю по тебе еще больше». Он великолепен», — сказала Браун в интервью Access Hollywood. Общественность раскритиковала Дрейка, но Браун защищала его в инстаграме, говоря, что это была всего лишь переписка со старшим коллегой и вдохновителем.
В 2019 году 17-летняя Билли Айлиш рассказала Vanity Fair, что тоже переписывается с Дрейком. «Это самый приятный чувак, с которым я когда-либо общалась. Я только писала ему сообщения, но он был таким милым». Позже Айлиш подчеркивала, что в их общении не было никакого сексуального подтекста.
Критики Дрейка также вспоминали старое видео с ним, в котором он, 23-летний, обнимался на сцене со своей фанаткой и целует ее в шею, стянув ворот ее футболки, чтобы это было удобнее делать. Узнав, что ей 17, он удивился, почему она уже такая «фигуристая» и сказал: «Блин, мне еще рано в тюрьму!»
В третьем куплете Ламар обращается к дочери Дрейка, которую тот, как утверждает Кендрик, скрывает:
Мне жаль, что твоего отца нет рядом.
Ему точно нет дела ни до чего, кроме своей музыки,
Он нарцисс и мизогин, живущий своими песнями,
Пытается рушить чужие семьи, а не заботиться о своих.
А четвертый куплет — послание самому Дрейку: «Это могло бы быть хорошее шоу внутри рэп-игры / Но ты все испортил, заговорив о моей семье».
К удивлению публики, из всех серьезных обвинений, выдвинутых Ламаром, Дрейк прокомментировал лишь одно — о том, что у него есть дочь, которую он скрывает: «Может ее кто-нибудь найти и отправить мне?» — написал он в инстаграме.
Кендрик же — Rolling Stone 4 мая назвал это пляской на могиле Дрейка — выпустил еще один дисс «Not Like Us», где продолжил обвинять соперника в преступлениях. Название альбома «Certified Lover Boy» Дрейка он переиначил в «Certified Pedophiles» («Сертифицированные педофилы»). На обложке сингла изображен особняк Дрейка в Торонто, на котором стоят 13 меток — такими в США в различных приложениях обозначают зарегистрированных секс-преступников.
Еще Кендрик назвал канадского рэпера колонизатором, паразитирующим на наследии рэперов из Атланты. По словам Ламара, он записал десять таких диссов, хотя вышло только пять: «Кроличья нора еще глубока». Трек «Not Like Us» тут же возглавил топы стримингов, став, пожалуй, самой успешной компизицией, записанной во время этого бифа.
Конец битвы
Последний на сегодня трек в бифе — вышедший 6 мая ответ Дрейка «The Heart Part 6». Он начинается с сэмпла из песни Ареты Франклин «Prove It»: «Просто покажи, как ты это докажешь».
Дрейк просит Кендрика перепроверить факты и вспоминает трек Ламара «Mother I Sober», в котором тот говорил о своих детских травмах — Дрейк считает, что именно из-за них Ламар так сосредоточен на теме педофилии. В треке канадский рэпер неоднократно отрицает обвинения в том, что спал с подростками, и дважды устало говорит, что не хочет продолжать биф (в том числе потому, что боится за жену Кендрика).
Заканчивает Дрейк тем, что у него с фактчекингом все в порядке — и этот биф дал ему хороший повод в нем поупражняться.
Прошло несколько дней, Кендрик не ответил — и публика начала подводить итоги. В соцсетях Дрейка его фанаты пишут, что победил их любимец, в соцсетях Кендрика картина ровно противоположная.
Издание The Ringer назвало шесть причин, «почему Дрейк проиграл»: по мнению журналистов, он был недостаточно собран, выбрал негибкую стратегию, публика изначально не относилась к нему серьезно — из-за поражения в бифе с рэпером Pusha T в 2018 году. Его аргументы, пишет издание, шли вразрез с публичным образом Кендрика, тогда как Кендрик со своей стороны подкреплял уже существующие претензии к Дрейку. Дрейк неправильно прочитал оппонента, считает автор The Ringer, тогда как Кендрик грамотно использовал приемы психологического давления.
Rolling Stone тоже признает Кендрика победителем — просто потому, что его диссы били жестче. The New York Times опубликовала колонку Лоренса Ральфа, профессора антропологии в Принстоне, под названием «Победитель — Кеднрик Ламар. И олдскульный хип-хоп». По его словам, победа Ламара означает возвращение жанра к своим корням — и возрождение многослойных, сложных текстов, которые поклонникам интересно расшифровывать (настолько, что обрушивается Genius).
Количество прослушиваний Кендрика Ламара на стримингах выросло на 49%, показатели Дрейка упали на 5%. Дисс Ламара «Not Like Us» дебютировал на первом месте Billboard Hot 100, а дисс Дрейка «Family Matters» — на седьмом.
Но, как отмечает The Guardian, оба рэпера серьезно подпортили репутацию друг друга. Обогатились за счет конфликта прежде всего лейблы, ведь диссы принесли им миллионы прослушиваний и просмотров. Pitchfork замечает, что весь этот биф в итоге превратился в отвратительное зрелище, подогреваемое вниманием медиа и пользователей соцсетей. Да, выиграл Ламар, Дрейк раздавлен. Но победа досталась Кендрику слишком высокой ценой, пишет издание: «Выдвинутые обвинения настолько серьезны, что навсегда останутся висеть над ними дамокловым мечом».
Фото на обложке: Kevin Winter / Getty Images; Joseph Okpako / WireImage / Getty Images
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!