Перейти к материалам
истории

Ячейка в архиве или гранит могильной плиты? Рассказываем, что вы почувствуете, взяв в руки книгу Джонатана Литтелла и Антуана дʼАгата «Неудобное место»

Источник: Meduza
истории

Ячейка в архиве или гранит могильной плиты? Рассказываем, что вы почувствуете, взяв в руки книгу Джонатана Литтелла и Антуана дʼАгата «Неудобное место»

Источник: Meduza

Издательство «Медузы» не впервые выпускает эмоционально тяжелую книгу (так будет не всегда, обещаем). Но мы знаем, что вы хотите знать правду, готовы задавать себе сложные вопросы и искать ответы вместе с нами. Все это есть в последней новинке нашего издательства — книге Джонатана Литтелла и Антуана дʼАгата «Неудобное место». И вы почувствуете это, как только книга попадет вам в руки.

В одной из первых глав писатель Джонатан Литтелл подробно перечисляет и описывает памятники, установленные на месте Бабьего Яра, где во время Второй мировой войны нацисты расстреляли 100 тысяч человек — мирных жителей и военнопленных. В числе убитых были десятки тысяч евреев. Все монументы разные, и каждый из них хранит память об одной группе пострадавших, игнорируя другие. 

Книга Литтелла и дʼАгата — памятник всем сразу. И по смыслу: это беспристрастный рассказ о темных страницах в истории Украины XX века, преступлениях ОУН и немцев в 1940-х, а затем и россиян в 2022-м. И по форме: у книги шершавая, фактурная обложка, по цвету и ощущениям напоминающая гранит кладбищенских надгробий. Подобный тактильный эффект возникает из-за многослойного акрилового напыления. Мы напечатали всего 3000 книг с такой иммерсивной обложкой.

Заказать книгу «Неудобное место» можно по этой ссылке.

Обложка «Неудобного места» напоминает еще и каталожную ячейку — металлический ящик с контрастным ярлыком, в котором хранятся архивные документы. На ярлыке нашей книги — имена авторов, они ведут в архив со свидетельствами массовых убийств в Украине. Литтелл — рассказом, а дʼАгата — визуальным рядом, который дополняет повествование.

Треть книги занимают фотографии. Часть из них — сохранившиеся портреты украинцев времен Второй мировой: Рувина Штейна, спасшегося из Бабьего Яра, поэтессы и антисемитки Олэны Тэлиги, расстрелянной фашистами, в конце концов того самого Степана Бандеры, последователей которого российская пропаганда видит чуть ли не во всех украинцах. 

Большинство фотографий в книге — авторские снимки дʼАгата, сделанные в Бабьем Яре в начале 2020-х и в Киевской области после отступления российских войск. По ходу повествования они помогают переключаться между историческими пластами и географическими точками: из киевских оврагов прошлого века, ставших братскими могилами для десятков тысяч людей, в современную Бучу и другие места, где на каждом шагу видны следы российских преступлений. 

Некоторые фотографии впечатляют своей отстраненностью. Погружают в зыбкую реальность, где вроде и помнят о трагедии в Бабьем Яре, но избирательно, и вообще тут теперь не глубокие овраги, а размытые тропинки парка, потертые панельки, станция метро и киоск Aroma Kava, где можно в любое время выпить кофе. 

Другие снимки, наоборот, поражают натурализмом. Украинец, которого до смерти запытали вагнеровцы и бросили тело в канализационный колодец. Коллаж из посмертных портретов российских солдат — их дʼАгата отснял в морге Харькова, чтобы помочь судмедэксперту подготовить список трупов для обмена. Тела были в таком состоянии, что изображения перед публикацией решили инвертировать. 

Авторы «Неудобного места» не прячут ни жертв, ни злодеев — показывают и рассказывают все, чтобы обогатить нашу память. Некомфортно? Определенно. В этой книге даже шрифт — с острыми, как шипы, углами — напоминает о том, что память и не должна быть удобной.

Купить книгу Джонатана Литтелла и Антуана дʼАгата «Неудобное место» можно у нас или в одном из книжных магазинов Европы — их список тут. Поделитесь с нами своими впечатлениями от книги — и от ее дизайна: books@meduza.io (мы читаем все письма).