В декабре выйдет фильм «Совершенный незнакомец», где Боба Дилана сыграл Тимоти Шаламе Критики думают, что актер получит «Оскар». Коллеги же называют его «буйной дивой», превратившей съемки в кошмар
25 декабря в мировой прокат выходит драма «Совершенный незнакомец» (A Complete Unknown) Джеймса Мэнголда, снявшего картины «Логан» и «Ford против Ferrari». Это биографический фильм, посвященный раннему этапу карьеры Боба Дилана — музыканта сыграл Тимоти Шаламе. К съемкам актер готовился пять лет: все это время он учился играть на гитаре и гармонике, тренировался говорить и двигаться как Дилан, ездил на родину музыканта в Миннесоту и сам записывал его песни. «Медуза» рассказывает, как Шаламе готовился к роли, за которую ему прочат «Оскар», и как он сделал съемки невыносимыми для множества коллег.
«Духовное путешествие»
Тимоти Шаламе должен был перевоплотиться в Боба Дилана всего за четыре месяца, но в итоге связал себя со своим героем на пять лет. Сначала съемки фильма перенесли из-за коронавируса, затем — из-за занятости Шаламе в других проектах и забастовки актеров и сценаристов в 2023-м. Все это время звезда «Дюны» готовился к роли музыканта, о котором он, по его словам, почти ничего не знал (в детстве Шаламе слушал рэп и фанател по Kid Cudi). Теперь же он называет себя «преданным учеником в церкви Боба» и любителем классического рока.
Музыкант Ларри Зальцман научил актера играть на гитаре и губной гармонике — инструменте, без которого Дилана не представить. Шаламе купил такую же, как у своего героя, гитару и начал говорить на уроках пения его голосом. Кроме того, актер развесил по дому тексты дилановских песен, переписанные от руки; с гитарой он ходил и на съемки «Дюны» Дени Вильнева, где в перерывах пел песни Дилана в костюме Пола Атрейдеса.
Шаламе стал часто ездить в Миннесоту, где Дилан родился. Ходил в местные музеи, говорил с историками, коллекционерами и современниками музыканта, чтобы понять, как родина повлияла на личность и творчество нобелевского лауреата по литературе. Шаламе называет эти поездки «духовными путешествиями»: «Мне пришлось на пределе готовиться к роли, доводить себя до крайностей. Я должен был удостовериться, что выжал из себя все возможное».
Чтобы внешне походить на музыканта, Тимоти Шаламе работал с ведущими специалистами Голливуда. Манеру речи ему ставил Тим Монич, который помог, к примеру, Леонардо Ди Каприо освоить сильный южный акцент в «Убийцах цветочной луны». Он же работал над другими успешными проектами Мартина Скорсезе, а также Квентина Тарантино, База Лурмана, Паоло Соррентино. За пластику Шаламе отвечала хореограф Полли Беннетт — она же помогала Рами Малеку копировать движения Фредди Меркьюри во время съемок «Богемской рапсодии».
По словам Шаламе, он записал 40 песен Дилана для фильма, включая одну из самых личных — «Song to Woody». Автор написал ее в 1961 году, когда только начинал карьеру. Композиция посвящена фолк-певцу Вуди Гатри — вдохновителю и своего рода духовному учителю Дилана. Гатри в это время лежал в больнице с болезнью Гентингтона — и Дилан, никому на тот момент не известный, приехал к музыканту (они не были знакомы), чтобы спеть ему свою песню прямо в палате. Шаламе говорит, что во время съемок этой сцены испытал такую эмоциональную перегрузку, что плакал после них всю ночь.
Запретил на себя смотреть, конфисковал общий туалет
Шаламе — один из тысяч актеров, кто готовится к роли по методу Станиславского, предельно вживаясь в роль и перенося черты своего персонажа в настоящую жизнь. Поп-культура помнит множество похожих примеров: снимаясь в «Человеке на Луне» Милоша Формана, Джим Керри не выходил из образа комика-провокатора Энди Кауфмана, чем страшно всех раздражал; Хит Леджер, как считается, так сильно вжился в роль Джокера в «Темном рыцаре», что начал испытывать бессонницу и вошел в депрессивный эпизод — после того, как в одиночку провел месяц в лондонском отеле, где писал дневник от имени своего персонажа и смотрел фильмы о насилии вроде «Заводного апельсина».
Как и в вышеописанных случаях, усердное погружение в образ главного актера повлияло на всю атмосферу вокруг съемок. По словам Эдварда Нортона, сыгравшего фолк-певца и наставника Боба Дилана Пита Сигера, Шаламе требовал называть его Бобом даже за кадром. Сам Дилан часто вел себя резко с фанатами, ругался с журналистами и жил в затворничестве. Шаламе тоже пытался изолироваться: инсайдеры говорят, что на съемках он не общался ни с кем, кроме режиссера и актрисы Эль Фаннинг, сыгравшей подругу Дилана — активистку Сильви Руссо.
Неназванные источники таблоида Daily Mail из съемочной группы фильма заявили, что расценивали поведение Шаламе как звездную болезнь и прозвали его на площадке «буйной дивой» («raging diva»); по их мнению, актер вел себя непрофессионально. Якобы он запрещал не только говорить с ним, но даже смотреть на него или пользоваться смартфоном в его присутствии, не говоря уже о совместных фотографиях. Таблоид также пишет, что Шаламе раздражало присутствие посторонних на репетициях — особенно доставалось осветителям. Кроме того, утверждает издание, Шаламе присвоил себе один из общих биотуалетов — и никому не разрешал им пользоваться, из-за чего очереди к оставшимся уборным выросли (на площадке работали до 300 человек одновременно). По словам источника Daily Mail, Шаламе «интересовал только он сам».
Режиссера Джеймса Мэнголда это все якобы устраивало, ведь он поддерживал только главную звезду картины, игнорируя других членов команды, говорят они в беседе с Daily Mail. Один из источников отметил, что режиссер буквально «поклонялся» Шаламе, так как его популярность обеспечила финансирование фильма. В последний день съемок Мэнголд произнес финальную речь, посвященную исключительно Шаламе, а съемочную группу даже не поблагодарил, утверждает собеседник издания.
Продюсеры фильма после запроса Daily Mail признали, что в начале производства картины «была напряженность», но заверили, что возникшие «вопросы немедленно решили»:
Обвинения в значительной степени неточны и преувеличены. Мы очень серьезно относимся к созданию уважительной и профессиональной обстановки на съемочной площадке.
«Недостатки фильма — не вина актера»
Еще до выхода в мировой прокат картину Мэнголда увидели критики. И у них есть несколько основных претензий к фильму. Первая — картина «не пытается осмыслить феномен Боба Дилана», а просто довольствуется жизнеописанием. Вторая — драма Мэнголда не показывает, как песни Боба Дилана повлияли на общество, поэтому молодые зрители не смогут понять масштаб личности главного героя.
Тем не менее рецензенты отмечают выдающуюся игру Шаламе: «Недостатки фильма — не вина актера». Его называют «одним из лучших актеров современности», а перформанс в «Совершенном незнакомце» — «лучшей ролью в его карьере». Особенно рецензентов впечатлила одна из первых сцен — как раз та, где Дилан поет песню Вуди Гатри в больнице. Обозреватель Variety считает этот момент «волшебным» и отмечает, что именно в эту секунду Шаламе полностью перевоплощается в Дилана. Эдвард Нортон в образе Пита Сигера тоже впечатлил прессу — некоторые даже пишут, что он «крадет шоу» у Шаламе. Других персонажей, по мнению критиков, режиссеру не удалось раскрыть до конца.
«Совершенный незнакомец» еще до выхода в прокат собрал три номинации на «Золотой глобус» — кроме Шаламе, на награду претендует Нортон в категории «Лучшая роль второго плана», сам фильм поборется за победу в номинации «Лучшая драма». «Золотой глобус» считается своеобразной репетицией «Оскара», поэтому многие критики уверены — Шаламе обязательно поборется за свою первую статуэтку в 2025 году.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!