Как найти любовь на Волге? Как зауважать свинью? Как достучаться до Путина? Об этом — новый «Артдокфест» Ультракороткие рецензии от Виталия Манского на 21 фильм главного конкурса
«Артдокфест» — это международный фестиваль документального кино. Он пройдет в Риге с 26 ноября по 1 декабря, в городах России — с 3 по 10 декабря. Полную программу можно увидеть на сайте фестиваля. Специально для «Медузы» президент «Артдокфеста» Виталий Манский кратко рассказывает о 21 конкурсанте этого года.
Горькая любовь
Режиссер — Ежи Сладковский
Это картина шведского режиссера польского происхождения Ежи Сладковского, третий его фильм про тайны русской души. Первые два были триумфаторами главных мировых фестивалей и поводом для кровавых споров между российскими коллегами. Сюжет «Горькой любви» до предела прост: обычные люди отправляются на круизном теплоходе вниз по Волге в поисках личного счастья.
Папа
Режиссер — Валерия Гай Германика
Селфи-фильм великой и ужасной Валерии Гай Германики, живущей в окружении детей, мужа и очень немолодого папы. Режиссер «Все умрут, а я останусь», как и прежде, снимает с предельной искренностью. Она стала старше, уверенно чувствует себя в роли мамы и жены, а еще оказывается заботливейшей и нежнейшей дочерью.
Земля голубая, будто апельсин
Режиссер — Ирина Цилык
Еще один фильм про войну на востоке Украины, подтверждающий, что отраженный ужас страшнее прямого, попадающего в кадр. Это, надеюсь, понимают и герои фильма, среди которых и совсем молодые ребята, будущие кинематографисты, чья творческая биография закаляется у нас на глазах. Как результат — приз за режиссуру на «Сандэнсе» и многочисленные награды и номинации по всему миру.
Гунда
Режиссер — Виктор Косаковский
Гунда — это имя свиньи, главного, но не единственного героя фильма, снятого классиком документалистики Виктором Косаковским. Этот фильм — пример того, как поэтическое кино может быть ярким социальным и даже политическим высказыванием.
Байконур. Вторжение
Режиссеры — Дмитрий Громов, Ангел Ангелов
Название фильма предельно точно отражает его сюжет. Не хватает лишь уточнения, что вторгаются на военные объекты России два молодых гражданина Украины. Правда, название не способно передать эмоции, которые возникают при наблюдении за событиями на грани между провокацией и грандиозной художественной акцией.
Кунашир
Режиссер — Владимир Козлов
Кунашир — японский остров, который входит в состав России. После принятия новой Конституции он стал неотделим от нее, видимо, еще больше. Фильм «Кунашир» французского режиссера белорусского происхождения Владимира Козлова рассказывает о том, как люди становятся заложниками большой политики.
Утро, вечер, молоко
Режиссер — Марина Фоменко
Фильм про неразрывную связь коров и доярок, возникший на основе видеоинсталляций. Возможно, он ближе всех подходит под определение «Арт», стоящее в заглавии «Артдокфеста».
Мальчик
Режиссер — Виталий Акимов
Неизвестный даже мне, юноша-документалист Виталий Акимов прислал фильм под названием «Мальчик» — уже на пятой минуте просмотра я понял, что эта работа будет в программе «Артдокфеста». Позже по нашей рекомендации картину отобрали в конкурс главного мирового фестиваля документального кино в Амстердаме. О чем фильм? Все просто: юноша фиксирует медленную, обычную до ужаса жизнь в доме своего отца.
Приезжай к нам в гости, мама
Режиссер — Анна Артемьева
Фильм, снятый вне пандемии и прочей самоизоляции, но говорящий о ней более внятно, чем пара десятков других картин на ту же тему, присланных на отбор. В этом коротеньком фильме мы чувственно сопереживаем разлученным маме и ее маленькой дочери, которые общаются только с помощью мобильных девайсов.
Джой
Режиссер — Дарья Слюсаренко
Клоуны бывают добрые, рыжие — и даже страшные, как в хоррорах. А в дебютном фильме Дарьи Слюсаренко, ученицы кинорежиссера Марины Разбежкиной, клоун несчастный, запутавшийся в собственной жизни и в собственных взглядах на эту жизнь. Так он и ездит со своим цирком шапито и дарит из последних сил радость людям.
Гаражане
Режиссер — Наталья Ефимкина
Позволю себе в одной короткой рецензии представить сразу два фильма: «Гаражане» и «Чермет». Один сделан дебютанткой из Германии Натальей Ефимкиной, другой — молодым представителем кинодинастии Викторовых — Николаем Н. Викторовым. Оба фильма сняты в одном гаражном кооперативе, и оба не про машины, а про людей с «глубокой коррозией металла».
Чермет
Режиссер — Николай Н. Викторов
Котлован
Режиссер — Андрей Грязев
Режиссер Андрей Грязев принципиально находится вне индустрии. Но именно его «Котлован» был отобран в программу Берлинале вместо десятка крутых индустриально-высокобюджетных российских фильмов. Для Грязева это не впервой. Эту картину он даже не снимал — он ее создал, внимательно глядя в глаза людей, молящих Путина о помощи и выкладывающих эти мольбы в ютьюб.
Хан ю
Режиссер — Заур Куразов
«Хан ю» — фильм режиссера из Бельгии Заура Куразова. В тихой и заснеженной чеченской деревне мать рассказывает дочери о возвращении Зары, их родственницы, уехавшей отсюда 20 лет назад. За окнами весь мир заволокло густым белым туманом, и грядущий визит становится для женщин ожидаемым и светлым событием в их череде долгих монотонных дней.
Дар
Режиссер — Валентин Сидоренко
«Дар» — фантастическое кино о нашей непростой реальности. Нужно действительно иметь божий дар, чтобы не сойти с ума от беспробудного пребывания в ней. Герою картины такой дар открывается — он умеет предсказывать будущее, в котором всех ждет счастье.
Кит из Лорино
Режиссер — Мацей Куске
«Кит из Лорино» снят на Чукотке польским путешественником Мацеем Куске. Это фильм о том, как чукчи ради собственного выживания должны убивать вымирающих китов. В этой схватке удастся выжить только кому-то одному.
Тени твоего детства
Режиссер — Михаил Горобчук
Еще один самостоятельный фильм оператора, с которым мы снимали кино в Северной Корее, Михаила Горобчука. Пару лет назад он снял кино «Пятерка» из своего окна, а теперь — практически из колыбели собственного ребенка, зафиксировав то, как он, возможно, воспринимает мир. Обе эти минималистические режиссерские работы Михаила Горобчука в полной мере отрабатывают зрительское и фестивально-призовое внимание по всему миру.
Тихий голос
Режиссер — Река Валерик
«Тихий голос» — это крик автора фильма, молодого чеченского спортсмена, вынужденного бежать в Европу, когда брат узнает о его гомосексуальности и обещает убить. Фильм повествует о первых месяцах юноши в Бельгии и наблюдает за тем, как рвется последняя ниточка, связывающая его с Чечней. Вчерашняя жизнь в прошлом, а новая еще не наступила.
Объятий нужно мне твоих
Режиссер — Андрей Кутило
«Объятий нужно мне твоих» — картина молодого яркого автора из Беларуси. Для революционности момента она неожиданно лирична и категорически аполитична. Старая мать, больная дочь и вечная любовь.
Ночь на улице
Режиссеры — Леа Тоннэр, Кэролайн Гимбал
«Ночь на улице» — фильм двух девушек из Бельгии о трех парнях из Киева. В нем нет войны и прочей ожидаемой актуальной повестки, эта работа — инопланетный взгляд на славянскую душу. Фильм о безысходности жизни молодых людей из депрессивного района украинского мегаполиса.
Стася — это я
Режиссер — Стася Гранковская
«Стася — это я», — утверждает в названии своей работы режиссер Стася Гранковская. Но тут же уточняет, что этот фильм не она придумала. Очевидно, что кино — не просто житие одного конкретного человека практически с рождения, а размышление 33-летней женщины о смысле жизни.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!