Все фильмы конкурса 74-го Каннского фестиваля. Рейтинг Антона Долина от худшего к лучшему
18 июля заканчивается 74-й Каннский кинофестиваль — в этот день объявят победителей. Фильмом открытия этого года стала «Аннетт» Леоса Каракса, также на фестивале состоялась премьера «Французского вестника» Уэса Андерсона, «Памяти» Апичатпонга Верасетакуна и «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова — все эти картины вошли в основной конкурс. «Медуза» публикует короткие рецензии кинокритика Антона Долина на каждый фильм — с оценками, от худшего к лучшему. Его оценки даны вместе со средней оценкой международного жюри критиков журнала Screen International.
Священные узы
Режиссер — Махамат Салех-Харун (Республика Чад)
Правозащитная драма маститого африканского режиссера, сделанная с благими намерениями: главная героиня — мать-одиночка, которая сталкивается с сопротивлением патриархального общества, когда решает помочь своей дочери-старшекласснице сделать аборт. Играют все чудовищно, поверить невозможно ни одному эпизоду, в результате драма смотрится как дурная комедия.
Оценка: ★✩✩✩ (средняя 1,8)
Перелом
Режиссер — Катрин Корсини (Франция)
Декларативная и плоская социальная фреска. Главная героиня в гротескном исполнении Валерии Бруни-Тедески — лесбиянка, в день разрыва со своей подругой получившая травму. По велению судьбы она оказалась в больнице в день массовых протестов «желтых жилетов», в которых как раз участвует ее взрослый сын. Весь фильм нам предлагается страдать от социального неравенства во Франции — но вместо этого мы страдаем из-за умозрительности искусственной драматургии.
Оценка: ★✩✩✩ (средняя 1,4)
Франция
Режиссер — Брюно Дюмон (Франция)
Обидная неудача талантливого режиссера, философа и новатора киноязыка, чей эксперимент в жанре пародии на этот раз провалился. Леа Сейду небрежно играет весьма приблизительную карикатуру на модную телеведущую, кое-как разыгрывая ее репортажи из горячих точек, а еще хуже — перипетии интимной жизни. Не зло, не трогательно и совсем не смешно.
Оценка: ★✩✩✩ (средняя 2)
День флага
Режиссер — Шон Пенн (США)
Лидер антирейтинга жюри Screen International — грубая, даже кондовая мелодрама из американской жизни, в которой главные роли играют знаменитый актер-оскароносец (он же автор фильма) и его дочь Дилан Пенн. Сюжет основан на реальной истории фальшивомонетчика, чья дочь стала известной журналисткой. Спасает фильм, кроме несомненного артистизма центрального героя, искренняя исповедальная интонация: судя по всему, это открытое письмо Шона Пенна его дочери.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 1,1)
Три этажа
Режиссер — Нанни Моретти (Италия)
Один из трех лауреатов «Золотой пальмовой ветви» в конкурсе этого года, итальянец Моретти с возрастом стал неприлично сентиментален и начисто утратил чувство юмора. Больше всего его многофигурный кинороман, поставленный по книге израильского писателя, напоминает ужатую до размеров полнометражного фильма мыльную оперу. Но сделано профессионально и трогательно, этого не отнять.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 1,5)
Нитрам
Режиссер — Джастин Курзель (Австралия)
«Нитрам» — это «Мартин» наоборот, а фильм модного австралийского режиссера — рассказ об антагонисте печально известных событий в Порт-Артуре в 1996 году, ставших самой знаменитой массовой резней в новейшей истории страны. Роль будущего убийцы с пугающей убедительностью исполняет восходящая звезда Калеб Лэндри Джонс. В остальном это спекулятивное и довольно неприятное кино, не позволяющее обнаружить сколь-нибудь интересную подоплеку трагедии.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 1,8)
Беспокойный
Режиссер — Жоакин Лафосс (Бельгия)
В центре этой психологической драмы — семья, глава которой, перспективный художник, страдает от биполярного расстройства. Нужная, наверное, тема, но уж слишком специфическая и локальная. Радует одно: раньше бесконечно снимали фильмы о безумных гениях, которым за гениальность прощали любые выходки, теперь же автору картины глубоко безразличен талант героя: его интересует лишь то, как тот терзает жену и сына.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 1,9)
Титан
Режиссер — Жюлия Дюкорно (Франция)
Самый скандальный фильм конкурсной программы — впечатляющий боди-хоррор, созданный хрупкой француженкой с внешностью ангела. Ее героиня занимается сексом с автомобилями (техника до конца остается неясной) и беременеет от них, в промежутке жесточайшим образом убивая мужчин и женщин, по наивности претендовавших на ее внимание. Венсан Линдон здорово играет шефа пожарной команды. Кино, при всех амбициях автора, лишено внутренней дисциплины и логики, к тому же откровенно вторично по отношению к «Автокатастрофе» и другим картинам Дэвида Кроненберга.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 1,6)
Французский вестник
Режиссер — Уэс Андерсон (США)
И вновь неудача мастера. После виртуознейших «Отеля «Гранд Будапешт» и «Острова собак» Андерсон снял пустяшную и довольно несмешную ретро-комедию о вымышленном приложении к американской газете, якобы выходившем во французской провинции. Звезд в кадре — немыслимое количество, играть им совершенно нечего.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 2,3)
Колено Ахед
Режиссер — Надав Лапид (Израиль)
Интересно задуманный, но не вполне получившийся фильм самого, может быть, оригинального израильского режиссера, создателя нашумевших «Синонимов». Герой — альтер эго автора, молодой кинематографист, — приезжает в небольшое поселение посреди пустыни, где должен представить свой фильм. И вдруг выясняет, что даже здесь есть темы, на которые ни в коем случае нельзя говорить — Минкульт не велит! Увы, очень быстро картина сползает в бесконечный сеанс самолюбования с примесью садомазохизма, и сочувствие зрителя теряют как герой, так и автор.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 2,1)
Биты Касабланки
Режиссер — Набиль Аюш (Марокко)
Простодушная и даже симпатичная, хоть и очень вторичная, картина — дидактический репортаж о кружке хип-хопа для тинейджеров, которым заправляет бывший рэпер, оказавшийся отличным учителем. Своего рода хип-хоп мюзикл, в котором подростки бросают вызов консервативной среде. Ужасно мило, но слишком уж очевидно, и по части кино — ничего нового.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 1,7)
Остров Бергмана
Режиссер — Миа Хансен-Лев (Франция)
Супружеская пара режиссеров (Тим Рот и Вики Крипс) приезжает на Форе — остров, где жил и умер Ингмар Бергман, — в поисках вдохновения. Один из бесчисленных (если учитывать все программы Канн-2021, можно набрать добрый десяток) фильмов о творческих муках и процессе рождения фильма. Сделано хорошо, но, в конечном счете, — чистый фан-сервис.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 2,2)
Красная ракета
Режиссер — Шон Бейкер (США)
Очень «форматное» кино создателя «Проекта «Флорида»», впервые приглашенного в конкурс. Только формат — не каннский, а, скорее, санденсовский. Типичная независимая драмеди, в которой побитый жизнью порноактер (Саймон Рекс) возвращается из Лос-Анджелеса в маленький техасский городок и пытается начать жизнь с нуля. Лучшее, что есть в фильме — молодая Сюзанна Сон, играющая роль продавщицы пончиков по имени Стробери, которую непутевый герой пытается вовлечь в порнобизнес.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 2,2)
Худший человек на свете
Режиссер — Йоаким Триер (Норвегия)
Милый, но не слишком осмысленный фильм о хипстерах и специально для них. Юлия мечтает о многом, хотя пока добилась немногого — она работает консультантом в книжном магазине и живет с бойфрендом-художником, рисующим независимые комиксы. В поисках смысла жизни, вдохновения и, конечно же, любви Юлия пройдет через несколько фаз своей биографии, так ничему и не научившись.
Оценка: ★★✩✩ (средняя 2,4)
Париж, 13 округ
Режиссер — Жак Одиар (Франция)
Удивительно легкое и воздушное кино получилось у автора «Пророка» (гран-при Канн) и «Дипана» («Золотая пальмовая ветвь»), который после американского вояжа в «Братьях Систерс» вернулся домой, в Париж. Это портрет миллениалов — трех молодых французов, друзей, коллег и любовников, живущих в современном мегаполисе. Обаятельный живой фильм с отличными молодыми артистами.
Оценка: ★★★✩ (средняя 2,4)
Купе номер шесть
Режиссер — Юхо Куосманен (Финляндия)
Второй фильм победителя каннского «Особого взгляда» снят полностью в России и на русском языке, при участии студии СТВ. Студентка из Финляндии, чье сердце разбито внезапным расставанием с любовницей, едет из Москвы в Мурманск на поезде, чтобы увидеть петроглифы. Купе с ней делит случайный попутчик — необразованный и пьющий молодой работяга (Юра Борисов, сыгравший и у Серебренникова: неслыханная удача для российского актера — попасть в конкурс Канн с двумя фильмами). Непритязательное и трогательное кино о маленьких людях и трудностях коммуникации.
Оценка: ★★★✩ (средняя 2,6)
Герой
Режиссер — Асгар Фархади (Иран)
Мастер психологического кино и единственный на весь Иран лауреат «Оскара» (еще и дважды) изобрел оригинальный сюжет. Мужчину, попавшего в тюрьму за долги, выпускают на несколько дней, чтобы он попробовал добыть деньги и умилостивить кредитора. На автобусной остановке он находит сумку с золотом — но вместо того, чтобы продать его и расплатиться с долгами, находит хозяйку потерянного сокровища и возвращает сумку ей. Теперь его славят на телевидении и в соцсетях, но насколько правдива история о его благородстве? Виртуозный образец морального триллера — жанра, которым Фархади владеет лучше всех.
Оценка: ★★★✩ (средняя 2,6)
Сядь за руль моей машины
Режиссер — Рюсуке Хамагути (Япония)
Победитель голосования жюри Screen International. Талантливый японец превратил короткий рассказ Харуки Мураками в трехчасовую драму об актерском мастерстве, парадоксах интерпретации и проживании травмы. Театральный режиссер, потерявший жену, едет из родного Токио в Хиросиму, где должен провести кастинг артистов со всего мира и поставить на сцене «Дядю Ваню». У него завязывается дружба с девушкой, назначенной ему в качестве водителя. По-чеховски тонкая и неординарная картина, продолжающая удивлять до последнего кадра.
Оценка: ★★★✩ (средняя 3,5)
Все прошло хорошо
Режиссер — Франсуа Озон (Франция)
Быть может, лучший и определенно самый зрелый фильм многоликого французского автора, который отрешается от тотальной иронии и игры в жанры, чтобы рассказать правдивую историю своей сценаристки и писательницы Эмманюэль Бернейм. Это наполненная мягким юмором житейская драма о взаимоотношениях взрослой дочери с отцом, пережившим инсульт и требующим помочь ему уйти из жизни. Кроме всего прочего, выдающиеся актерские работы Софи Марсо и Андре Дюссолье.
Оценка: ★★★✩ (средняя 2,2)
Искушение
Режиссер — Пол Верховен (Нидерланды)
Разнузданный, смешной и отважный байопик монахини, лесбиянки и святой из Тосканы XVII века напрямую продолжает темы, затронутые гением жанрового (и не только) кино в «Плоти и крови», «Основном инстинкте» и недавнем фильме «Она», откуда и пришла исполнительница центральной роли Виржини Эфира. Откровенно эротический и кощунственный фильм временами несколько тяжеловесен, но соединять развлечение с философией Верховен по-прежнему умеет как никто другой.
Оценка: ★★★✩ (средняя 2,7)
Петровы в гриппе
Режиссер — Кирилл Серебренников (Россия)
Лучший и самый сложный фильм российского режиссера, который трудно до конца понять зрителю, никогда не жившему в России и не владеющему русским языком. Умопомрачительная коллективная галлюцинация мужчины, женщины и их сына-школьника, болеющих гриппом в канун Нового года, — портрет страны, мечтающей об исцелении. Изобретательно, многослойно, поэтично и не похоже буквально ни на что.
Оценка: ★★★✩ (средняя 2,3)
Память
Режиссер — Апичатпонг Верасетакун (Колумбия)
Тайский экспериментатор впервые снял фильм вне родины — в далекой Колумбии, и впервые занял в главной роли профессиональную актрису, да еще какую: саму Тильду Суинтон. Медленное, иногда до полной остановки, зрелище — метафизический детектив о женщине, которая мучается бессонницей и ищет источник таинственного звука, слышного ей одной. Два с лишним часа чистейшего искусства.
Оценка: ★★★✩ (средняя 3,4)
История моей жены
Режиссер — Ильдико Эньеди (Венгрия)
Недопонятый большинством критиков шедевр — экранизация лауреаткой «Золотого медведя» («О теле и душе») одноименного романа Милана Фюшта, венгерского классика-модерниста. Капитан торгового судна женится на первой встречной, и это приносит ему больше страданий, чем счастья. Психологическое исследование института брака и попытка за три часа экранного времени дать ответ на заветный вопрос — что мы знаем и чего не знаем о своих близких? В роли жены — неподражаемая Леа Сейду.
Оценка: ★★★★ (средняя 1,8)
Аннетт
Режиссер — Леос Каракс (Франция)
Трагический мюзикл режиссера, снимающего раз в десятилетие, поставлен по сюжету и с оригинальными песнями группы Sparks. Поначалу забавная и романтическая история любви стендап-комика (Адам Драйвер) к оперной певице (Марион Котийяр), у которых рождается необычный ребенок, к финалу вырастает в драматичный и страшный фильм о кризисе отношений, оборотной стороне успеха и эксплуатации детей. Душераздирающе и незабываемо.
Оценка: ★★★★ (средняя 3)
Фото в анонсе: CG Cinema International