Все критикуют сериал Netflix «Последние цари». Он правда так плох? Рассказываем историю проекта и проверяем, сколько в нем ошибок
3 июля на Netflix вышел сериал «Последние цари» — о правлении Николая II и событиях, которые привели к расстрелу императорской семьи. Шестисерийную документальную драму уже раскритиковали за очевидные неточности — например, за Мавзолей Ленина, появившийся на Красной площади в 1905 году (Ленин умер в 1924-м). При этом Netflix определяет этот проект как исторический: настоящие ученые комментируют в нем сцены из жизни царской семьи и объясняют контекст. «Медуза» рассказывает, кто и как делал сериал, какие в нем есть исторические несоответствия — и как к шоу отнеслись западные зрители.
Netflix купил сериал о Николае II у британцев
Сериал «Последние цари» целиком посвящен правлению Николая II — в шести эпизодах показаны коронация, отношения с императрицей Александрой Федоровной, появление при дворе Григория Распутина, революция и убийство царской семьи в Екатеринбурге. О событиях рассказывают не только актеры, но и историки: между постановочными сценами они объясняют зрителю контекст, также в сериале демонстрируется документальная хроника. «Это на 80% драма, на 20% документальный фильм», — говорила в интервью Harperʼs Bazaar исполнительница роли Александры Федоровны Сюзанна Херберт.
Производством сериала занималась британская компания Nutopia, основной профиль которой — съемки документальных фильмов. Ее проекты выходили на каналах Би-би-си, Disney, National Geographic, History, HBO, CNN, Discovery и многих других. На сайте компании сказано, что сейчас она работает над проектами для Netflix и Amazon. Netflix же купил у Nutopia эксклюзивные права на «Последних царей».
Режиссеры — любители истории и мистики
Режиссеры «Последних царей» — шотландец Адриан МакДауэлл и англичанин Гарет Танли, каждый из них сделал по три эпизода. До «Последних царей» МакДауэлл работал в основном в британских телешоу: снимал детективные сериалы, шоу о «Формуле-1» и другие передачи. Самая масштабная его работа — сериал «Иисус: Его жизнь» (для все той же Nutopia), в котором, по замыслу, художественное повествование тоже опирается на документальные источники. Гарет Танли снял для британского ТВ несколько мистических телешоу: документальный сериал о паранормальных явлениях «True Horror», ужасы «Creeped Out» и триллер «Упырь».
Для исполнителей главных ролей это первый проект мирового уровня
Николая II играет актер Роберт Джек. До главной роли в «Последних царях» он снимался в британских телешоу; самое известное из них — ситком про танкистов «Gary Tank Commander» — вышло в 2009 году. Роль Александры Федоровны досталась британской актрисе и продюсеру Сюзанне Херберт — это первая известная работа в ее карьере. До этого она работала за кадром проектов «Загадки планеты Земля» и «НАСА: Необъяснимые материалы». Бен Картрайт, сыгравший Распутина, снимался в фильме Гая Ричи «Шерлок Холмс» и в «Воображариуме доктора Парнаса» Терри Гиллиама — в обоих он играл эпизодические роли.
Консультанты сериала — историки и писатели
Жизнь царской семьи комментируют историки Саймон Себаг-Монтефиоре, Дуглас Смит, Филиппа Хетеррингтон, Пабло Де Ореллана и Марина Александрова.
Дуглас Смит — американский исследователь и писатель, который считается авторитетным специалистом по истории России. Защитил диссертацию в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, знает русский язык. В 1980-е годы занимался культурными проектами в американской дипломатической миссии в СССР, позже был аналитиком «Радио Свобода» и специализировался на русском национализме. Автор книг «Бывшие люди: последние дни русской аристократии» и «Распутин. Вера, власть и закат Романовых».
Саймон Себаг-Монтефиоре не академический историк, а популяризатор истории России из Великобритании. Тем не менее его книги, как правило, получают положительные отзывы со стороны профессиональных исследователей. Он автор нескольких бестселлеров: «Потемкин» (2000), «Сталин: двор красного монарха» (2004) и «Молодой Сталин» (2007).
Доктор Филиппа Хетерингтон преподает в школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона. Она изучает культуру, право, гендер и сексуальность в имперской России и раннем Советском Союзе. Доктор Марина Александрова из Техасского университета в Остине изучает русские революционные движения, культуру эпохи модерна и авангард. Доктор Пабло Де Ореллана работает в Королевском колледже в Лондоне, где преподает на кафедре военных исследований. Научных работ о России у него нет, в сфере его интересов — политическая философия, большая часть его работ посвящена истории современной дипломатии.
И дворцы, и сибирские избы снимали в странах Балтии
С драматической частью сериала Nutopia помогала компания Baltic Film Services — она же организовывала съемки «Чернобыля» в Литве. Императорские интерьеры снимали в Латвии — в Рундальском дворце, построенном по проекту Бартоломео Растрелли для герцога Курляндии Эрнста Иоганна Бирона. Это одна из самых известных достопримечательностей Латвии, открытая для посещения туристов. Закрывать для съемок весь замок не стали, доступ в отдельные комнаты, где шли съемки, ограничивали на время (всего комнат во дворце 138, так что туристам все равно было на что посмотреть).
Резиденцию графа Юсупова снимали в Литве — в Вяркяйском дворце. Сибирской деревней, в которой жил Распутин, стал литовский этнографический музей Румшишкес, в котором сохранились избы XIX века. Единственное место, для которого выстроили декорации, — екатеринбургский дом Ипатьева, в подвале которого расстреляли царскую семью.
Художник по костюмам Барбара Эльюм рассказывает, что во время работы над сериалом она старалась повторить все мелочи с фотографий тех лет. К примеру, она долго не могла найти подходящую по текстуре ткань для свадебного платья императрицы Александры Федоровны. Помогла ассистентка: оказалось, что в ее гостиной в Вильнюсе висят похожие шторы, и платье сделали из них.
Критики и зрители критикуют форму, но довольны размахом
The Telegraph пишет, что проект по масштабам напоминает сериал «Корона» о Елизавете II, а по количеству откровенных сцен — «Игру престолов». Как и в «Чернобыле», актеры здесь не имитируют русский акцент, и это плюс. Лишней в сериале издание считает линию с найденной спустя долгие годы княжной Анастасией. С этим согласен и обозреватель The Daily Beast, который называет этот сюжет «неубедительной попыткой совместить легенду, которая десятилетиями очаровывала людей, и историю». Издание Decider подробно разбирает все плюсы и минусы сериала и приходит к выводу, что, несмотря на сложную форму (художественный сериал с историческими вставками), в целом он доступно объясняет, почему Николай II не смог удержать власть. The Wall Street Journal называет проект «стильной постановкой»: «„Последние цари“, подкрепленные комментариями историков романовского периода… органично сочетают удивительно подробный сюжет с увлекательным действием. Это немалое достижение».
Аудитория приняла шоу холоднее. Зрительский рейтинг проекта на Rotten Tomatoes — всего 53%. Там сериал критикуют за плохую актерскую игру, обилие бессмысленного секса и глупые диалоги. Комментарии историков у многих зрителей вызывают недоумение, потому что не дают «погрузиться в атмосферу» тех времен. Рейтинг сериала на iMDB — 7,2. Там его тоже критикуют за раздражающие комментарии историков и мелкие оплошности вроде татуировок Николая II: «Об этой семье написано много, ошибкам нет оправдания».
В сериале действительно много ляпов
Исторические неточности в «Последних царях» можно разделить на две категории: откровенные и бросающиеся в глаза ляпы — и то, что правильнее назвать художественным вымыслом.
Пример первого типа неточностей — Мавзолей, который, если верить авторам, построили как минимум за 19 лет до смерти Ленина. Другой пример — конспиративная квартира Ивана Каляева, революционера, будущего убийцы московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича: тут прямо над кроватью повесили красный флаг (видимо, чтобы зрители — и полицейские в случае обыска — сразу распознали, чью квартиру они видят).
Григорий Распутин, путешествуя по святым местам, оказывается в Верхотурском монастыре (почему-то названном «одной из главных святынь России», хотя это, мягко говоря, неочевидная оценка). Вид на него сверху снят где-то в Грузии или Армении, но уж точно не на Урале, где монастырь на самом деле расположен.
Тот факт, что в Сибири вместо вечной кинематографической зимы в сериале настолько же вечное лето (кроме одной сцены), даже радует — как уход от штампа. Правда, можно было бы обойтись без соломенных крыш сибирских домов, больше похожих на украинские хаты. И без Распутина, бродящего по морозному зимнему лесу с голыми руками.
Художественный вымысел иногда искажает историю еще сильнее
С художественным вымыслом — сложнее. В конце концов, почти всем понятно, что кардинал Ришелье был прежде всего выдающимся государственным деятелем, а не коварным интриганом, но «Три мушкетера» от этого хуже не становятся.
Без некоторых упрощений было бы трудно сохранить цельность сюжета и в «Последних царях». Например, дядя царя Сергей Александрович тут в одиночестве представляет всю консервативно настроенную элиту империи. Или неназванный гражданский министр, который, очевидно, объединяет в себе черты Петра Святополка-Мирского и Сергея Витте — относительно либеральных министров Николая II. Невозможно было обойтись и без революционного митинга прямо перед воротами дворца в Царском селе, которого в реальности никогда не было.
Кроме того, авторы шоу попытались очеловечить героев. В первой серии императрица Мария Федоровна, жена Александра III и мать Николая II, падает у гроба своего покойного мужа и заливается слезами — в действительности этого не было. В последнем эпизоде дочь Николая, великую княжну Марию Николаевну, застают с красногвардейцем, охранявшим Ипатьевский дом, где большевики держали царскую семью в заключении. Этот эпизод упоминается некоторыми историками, но со ссылкой на людей, которые никогда не видели царскую семью и лишь передавали доходившие до них слухи.
Сценаристы явно преувеличивают свободу нравов эпохи — не только в том, что касается личной жизни персонажей. Создается впечатление, что каждый царский министр считал своим долгом прикрикнуть на Николая II: например, Петр Столыпин, который в порыве ярости сообщает царю о ходивших в обществе слухах о романе Александры Федоровны с Распутиным. После всего этого смиренный император называет Столыпина «лучшим главой правительства» — а когда чиновника смертельно ранил террорист Дмитрий Богров, долго обнимает и рыдает над его телом. В реальности к моменту покушения Николай серьезно разочаровался в своем министре и готов был отправить его в отставку. Преемнику Столыпина на посту председателя Совета министров Владимиру Коковцову царь, по некоторым сведениям, советовал: «Не следуйте примеру Петра Аркадьевича, который как-то старался все меня заслонять, все он и он, а меня из-за него не видно было».
Перед авторами сериала стояла сложная задача: сделать образ Николая не ходульным — притом что почти все современники вспоминали о нем безо всякой симпатии. Позднейшие апологеты ударились в другую крайность, изображая его святым уже при жизни. Сам же царь оставил после себя только скупой дневник и сентиментальные письма жене. В результате сценаристы изобразили его безвольным, но симпатичным и даже прогрессивным человеком. Возможное допущение для художественного сериала, но не для проекта, который комментировали несколько историков.
Шоу не только о царской семье, но и о Распутине. И это проблема
Еще один главный герой сериала — фаворит царской семьи Григорий Распутин. На его примере особенно хорошо видно, как сценаристы работали с историческим материалом: они взяли многочисленные слухи, распространившиеся в годы возвышения Распутина, и показали их как подтвержденные факты. Скажем, слух о том, что «старец» принадлежал к хлыстам — православной секте, адепты которой практиковали общинную жизнь, экстремальный аскетизм и самобичевание. Или о том, что сами хлысты предавались разнузданным сексуальным оргиям, хотя сегодня большинство ученых не сомневается, что это выдумка.
Неподтвержденный миф и то, что Распутин соблазнил чуть ли не половину светских дам Петербурга, — сегодня исследователи склоняются к тому, что это как минимум преувеличение. Наконец, царица не писала Распутину компрометирующих писем, — скорее всего, документы, просочившиеся в печать, были подделкой.
Серьезное влияние Распутина на царскую семью — правда. Правда и то, что император был настроен к Распутину более критично, чем императрица. Но в то, что «старец» мог позволить себе сидеть в присутствии царя, поверить почти так же невозможно, как и в то, что на Николая поднимали голос его собственные министры.
Единственное, перед чем остановились сценаристы, — это воплощение главного петербургского слуха предреволюционной поры — о том, что у Александры Федоровны и Распутина была физическая близость. Похоже, это единственный раз, когда сценаристы послушались историков, которых сами пригласили.