«Звоните ДиКаприо!», «Домашний арест», «Обычная женщина» и другие. 11 российских сериалов 2018 года, которые стоит посмотреть
2018 год был удачным для российского телевидения: одна за другой выходили — и получали призы на международных смотрах — достойные драмы, запускались «русские „Нетфликсы“», заключались сделки на телерынках, продюсировались первые веб-сериалы, появлялись тематические фестивали и открывались курсы шоураннеров в киношколах. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин выбрал 11 лучших российских сериалов прошлого года.
Садовое кольцо
Дерзкий и забавный сериал, который не стал нашей «Большой маленькой ложью» — но сумел увлечь зрителей детективной линией, точными портретами и самозабвенной актерской игрой Марии Мироновой. Главная героиня живет в собственноручно сконструированном мире, оторванном от реальности. А когда ее персональное «садовое кольцо» размыкается, начинается поучительная трагедия о столкновении фантазий и жизни.
Sпарта
Давно «лежавший на полке», но наконец вставший в эфир триллер о школьниках, увлеченных смертельно опасной компьютерной игрой. Этот сериал, как и все, что делает компания «Среда» Александра Цекало, представляет собой фантазию, соблазнительную надстройку над реальностью. Школьники в «Sпарте» — такие же, как в «Гарри Поттере», только более подверженные влиянию гормонов; пьющий сыщик — местный «настоящий детектив», живущий на лодке; смерть — вирус, от которого можно защититься файерволом. Хороший пример того, что на нашем телевидении могут приживаться истории, рассказанные на чужом киноязыке.
Красные браслеты
Тоже «лежавший на полке» чуть ли не вечность сериал Натальи Мещаниновой, вышедший вслед за победой ее «Сердца мира» на «Кинотавре». Адаптация сенсационной каталонской драмы о тяжелобольных подростках, права на ремейки которой покупал весь мир — но без выдающихся результатов. В США с переделкой грустного романа воспитания, где не всем героям суждено повзрослеть, не справился Стивен Спилберг. В России историю тоже не удалось рассказать убедительно — несмотря на способность Мещаниновой улавливать или даже предсказывать реальность. И все же сериал справился с важной задачей — пусть и не в прайм-тайм, но он заговорил со зрителем о темах, считавшихся табуированными: смертельных болезнях, инвалидности и подростках, у которых никогда не будет нормальной жизни.
Медное солнце
Возможно, самый недооцененный российский сериал года — пятичасовой фильм о последних днях СССР. Русский гарнизон готовится к выводу из неназванного города в Средней Азии. Военные музыканты — мальчишки, не державшие в руках никакого оружия, — впервые сталкиваются с боевой задачей. Дирижера оркестра играет фантастический Владимир Машков. Первая половина сериала по структуре напоминает бессмертную «Границу»; сюжетная линия с террористами поначалу звучит фальшиво, но заканчивается все настоящей драмой. Вдобавок в музыкальных номерах «Медного солнца» едва ли не лучшая в российском кино хореография.
Ворона
Мало кем замеченный полицейский триллер с героиней, которую легко представить в «Настоящем детективе» HBO или «Соучастнике» Netflix. «Ворона» эффектно играет с гендерными ролями: сериал начинается с того, что из реки вылавливают труп мужчины в женском платье; а угрюмая следовательница Воронина, которая берется за это дело, оказывается самым крепким орешком в «мужском» полицейском участке. При этом у нее хватает воли и злости на то, чтобы противостоять не только коллегам, но и собственной семье, и приезжему напарнику. За роль в «Вороне» Елизавета Боярская получила приз на первом российском фестивале телесериалов «Пилот».
Год культуры
Пример динамичной и многоуровневой комедии с порой парадоксальным юмором. Разные регистры смеха работают здесь сообща — и социальная сатира, и монтипайтоновские гэги, и гайдаевские шутки. Сюжет отчасти повторяет канву «Двух дней», в которых бесстыжего чиновника тоже перевоспитывали интеллигентной народной любовью, но за провинциальными приключениями столичного героя Федора Бондарчука и его верного подлизы-помощника в исполнении Риналя Мухаметова все равно интересно следить.
Лучше, чем люди
Российский киберпанк: красивый (и дело не только в Паулине Андреевой в линзах), дорогой и удивительно продуманный. Сериал «Лучше, чем люди» во многом опирается (не являясь официальным ремейком) на шведский хит «Настоящие люди» и его законного британского наследника под названием «Люди», но в нем особенно подкупает видение будущего России. Это не антиутопия в духе «Мишени» Владимира Сорокина и Александра Зельдовича, а нарядная глянцевая действительность, в которой люди заводят домашних секс-ботов, в то время как с экранов высотой в небоскребы им рассказывают, что наша страна — самая нравственная на свете.
Домашний арест
Нашумевшая комедия о столкновении чиновника и народа, которую даже Никита Михалков в гостях у Юрия Дудя сравнил с произведениями Салтыкова-Щедрина. Комические ситуации, которые так очаровывали в первых сериях, слегка надоедают к финалу, но Павлу Деревянко и Александру Робаку удается сообщить своим потешным героям настоящую драматическую глубину — так что у сериала остается задел для роста. Но и как комедия он хорош — особенно потому, что совмещает прямоту суждений с неожиданным гуманизмом.
Больше о сериале
Обычная женщина
Самый успешный в этом году российский сериал за границей. Анна Михалкова взяла приз за лучшую женскую роль на фестивале Series Mania. На кинорынке MIPCOM в Каннах ее героиня гипнотизировала публику со всех плакатов, а журналисты называли сериал «русской женской версией „Breaking Bad“». При этом целиком смотреть «Обычную женщину» не так уж просто: в ней есть тайна, которая держит зрителя у экрана вплоть до финала, но нет гармоничной драматургии. Это то черная комедия, то детектив, то семейная драма, то процедурал про жизнь хозяйки борделя — но никогда все сразу.
Звоните ДиКаприо!
Трагедия о двух братьях, каждый из которых — человек-вирус. Тема ВИЧ, кажется, интересует режиссера Жору Крыжовникова прежде всего как побуждающее событие и драматургическая рамка, но даже в таком качестве ее появление на экранах — доказательство перемен. Сценарий и актерские работы «Звоните ДиКаприо!» — высший пилотаж: это первый за долгие годы российский сериал, в мотивациях героев которого охотно ковыряются не только профессионалы индустрии, критики и студенты киношкол, но и самые разные зрители. Гротеск в этой истории не мешает ей быть разяще правдоподобной. А логика античной трагедии (где любой герой обречен на встречу с судьбой и поражение, потому что все испытания приходят к нам сверху, а люди по природе своей не ровня богам) не отвлекает от размышлений о свободе воли и мере ответственности каждого из персонажей.
Ненастье
Скорее всего, этот год запомнится не «Ненастьем», а бодрящей актуальностью «Обычной женщины», блестящим сценарием «Звоните ДиКаприо!» или гражданской (по российским меркам) отвагой «Домашнего ареста». Но «Ненастье» — сериал по мощному роману Алексея Иванова — нагонит свое со временем. Это сильная и искренняя история, предлагающая стране то ли проститься с 1990-ми, то ли снова броситься в их объятия. В ней есть и честный размах настоящей костюмной драмы, и красивая хрупкая история любви. А еще в «Ненастье» играют замечательные Александр Яценко, Татьяна Лялина, Антон Филипенко и Александр Горбатов.