Изгоняющий бесов Андрей Перцев рассказывает историю отца Сергия, захватившего монастырь, — убийцы, наставника Поклонской и раскольника, которому (пока) разрешают проклинать власть и РПЦ
Весной 2020 года схиигумен Сергий из Свердловской области стал одним из самых известных ковид-диссидентов в России: он не только отрицал саму пандемию, но и жестко критиковал духовные и светские власти, которые закрывают храмы из-за коронавируса. За два месяца священник превратился в символ ультраконсервативного сопротивления власти и Церкви — сейчас он переключился на политические высказывания и призывает бойкотировать голосование по поводу поправок и «обнуления». Схиигумен уже запрещен в служении, за этим следует лишение сана. Однако Сергий при поддержке сторонников занял основанный им самим Среднеуральский монастырь и настроен оборонять его от полиции и Росгвардии. В обители находятся не только монахини, казаки и паломники, но и дети, которые якобы там учатся. Спецкор «Медузы» Андрей Перцев съездил в монастырь, проследил историю отца Сергия и выяснил, как к нему в относятся Екатеринбурге.
Обитель с серебристым «Мерседесом»
Поворот на Среднеуральский женский монастырь перегорожен шлагбаумом, который периодически открывает и закрывает охранник в вагончике, — автомобильное движение здесь очень активное. Первый блокпост на пути к обители корреспондент «Медузы» смог преодолеть относительно легко: шлагбаум открылся, чтобы пропустить на выезд серебристый «Мерседес», а въезжающими автомобилями охранник интересоваться не стал. Сразу после шлагбаума перед посетителями открывается монастырь, обнесенный железным забором.
Возле монастырских ворот стоит армейская бытовка темно-изумрудного цвета. Степенный бородатый мужчина с четками окликает корреспондента «Медузы», спрашивает, кто он, и, услышав ответ, просит немного подождать. Меньше чем через минуту у ворот резко тормозит ржавая «десятка», из которой выскакивает молодой мужчина в камуфляже. «Мы вас сюда не звали, уходите!» — резко заявляет он.
После того как в конце мая 2020 года Среднеуральский монастырь стал центром противостояния схиигумена Сергия и Русской православной церкви, сам схиигумен уверял, что готов показать обитель всем — чтобы доказать, что в ней все мирно и спокойно. В середине июня монах даже продемонстрировал местным журналистам свою келью со стоящим в ней гробом и портретом Сталина на стене.
Однако 25 июня, когда у стен монастыря оказался корреспондент «Медузы», охрана обители существование приглашения уже отрицала. «Никто интервью здесь давать не будет! Хотите как верующий посмотреть? Это обычный монастырь, зачем монахинь смущать! Вас никто не звал!» — повторяет парень в камуфляже. Вскоре к нему подъезжает подмога — тот самый серебристый «Мерседес», из которого выходит высокий и худощавый молодой человек в спортивном костюме. «До свидания», — вежливо кивает он головой корреспонденту «Медузы».
По площадке у монастыря периодически проезжают автомобили: «Жигули» и внедорожники с мужчинами в камуфляже, следом — солидный пикап «Тойота» с монахиней за рулем. В монастыре кипит жизнь, которую отец Сергий и его сторонники показывать людям со стороны больше не хотят. На следующий день досмотры появятся уже на первом блокпосту, а монастырское ополчение будет отказывать во въезде не только журналистам, но и паломникам. А 27 июня парень в камуфляже и водитель «Мерседеса» в спортивном костюме в составе монастырской охраны нападут на съемочную группу журналистки Ксении Собчак, а ее режиссеру, бывшему сотруднику «Медузы» Сергею Ерженкову, сломают руку.
Противостояние схиигумена Сергия с РПЦ и властью началось весной 2020 года, после его проклятий в адрес всех, кто закрывает храмы из-за пандемии коронавируса. «Наше духовное руководство вместе с предтечами Антихриста закрывает храмы, ссылаясь на псевдопандемию, прикрывая свое малодушие и трусость, предлагает общаться с Богом онлайн. <…> Предлагаю страдающим старческим маразмом, старческой пандемией, духовной проказой, предлагающим русскому самоизоляцию, забыть Бога, запретить ходить в храмы, выселить их по выбору в Биробиджан или на остров Мартиника, либо на остров Спиналонга. Смею вас уверить, как только это произойдет, тотчас же закончится несуществующая коронавирусная эпидемия в России. Кто посягает на закрытие храмов, да будет проклят он и весь его род!» — говорил он во время проповеди 25 апреля (сейчас видео удалено с ютьюба за пропаганду ненависти).
На личности отец Сергий тогда переходить не стал, хотя было понятно, кого он имеет в виду. Наказание священник, проклявший церковное и светское руководство, получил достаточно мягкое: ему запретили проповедовать.
Однако Сергий продолжил выступать и критиковать власть. 27 мая он был запрещен в служении. После этого схиигумен не только не остановил проповеди и совершение служб, но и занял основанный им в начале 2000-х Среднеуральский женский монастырь. Вход в обитель начали охранять казаки и участники боевых действий в Донбассе, игуменья монастыря Варвара (Крыгина) на следующий день покинула его, а импровизированная служба безопасности не пустила на его территорию назначенного вместо схиигумена нового священника — отца Георгия.
Сейчас опального священнослужителя ждет церковный суд, который может лишить его священного сана. Заседание суда Екатеринбургская епархия РПЦ попыталась провести уже дважды: с первого Сергий ушел, второе проигнорировал; третье назначили на 3 июля. Монах продолжает проповедовать — теперь он называет РПЦ «главным врагом России» и призывает россиян жаловаться в ФСБ на правительство и мэра Москвы Сергея Собянина за то, что те создают «электронный концлагерь».
В последнем обращении схиигумен призвал сторонников бойкотировать голосование по поправкам в Конституцию. «Хабадники-хасиды правят Россией. Путин и его окружение — это ширма. Через поправки в Конституцию, через наше добровольное посещение пунктов голосования, не завися от нашего согласия или несогласия, будет узаконена рабовладельческая власть. То есть мы добровольно узаконим власть будущего Антихриста и его слуг. Заявляю всем народам России: не ходить на пункты голосования!» — такой текст зачитал по бумажке монах.
«Поп знаменитый, как не заехать!»
Еще совсем недавно отец Сергий считался не только одним из самых уважаемых священников на Урале, но и популярным персонажем среди воцерковленных представителей московской элиты, а парковка возле монастыря была заполнена автомобилями паломников. Для людей попроще от Северного автовокзала Екатеринбурга четыре раза в сутки до монастыря ходил бесплатный автобус. «Монастырь удобно расположен — прямо на дороге на Серов, на Верхотурье — на обочине крест стоит, да и поп вроде знаменитый! Как тут не заехать!» — так объясняет интерес паломников екатеринбургская православная журналистка Раиса Ильина, которая изучала историю роста популярности Сергия.
Екатеринбуржец Алексей, работающий в местном строительном бизнесе, рассказал «Медузе», что его привлекла в монастырь именно фигура схиигумена. «Он прямой человек, режет правду-матку, как есть — так и говорит. Многим священнослужителям это не дано, все у них в порядке всегда, тихо-мирно. Я хотел даже, чтобы он стал моим духовником, но мне честно сказали: не потянешь. Он требует по-монашескому [уставу], а мирянам нужен священник, который служит в миру», — вспоминает он.
Однако, несмотря на то, что духовником у него стал другой батюшка, Алексей продолжил ездить в монастырь. «Все чинно: постоишь на службе, потом в трапезную, потом с отцом Сергием поговоришь по душам. Не знаю, почему сейчас его начали преследовать? Он всегда высказывался в таком духе. Например, предсказывал войну за веру. Он мне сказал: „Ты будешь воином, ну а я молитвой буду защищать“».
В доказательство способностей схиигумена Алексей приводит историю своего друга: «Он подарил своему сыну мотоцикл, на котором парень разбился насмерть. Понимаете, как он себя чувствовал? Жизнь постепенно пошла под откос, он начал бухать, жена ушла. Мы его схватили и повезли в монастырь к батюшке. Он прожил там несколько месяцев, все в порядок пришло. Друг уехал потом к своей матери на родину, живет, все нормально».
По мнению Алексея, власти преследуют Сергия «за правду». Впрочем, у мужчины тоже есть вопросы к схиигумену. «Он Сталина поддерживает, говорит о нем хорошее. Но стоп: при ком храм Христа Спасителя взорвали? При Сталине, тут мне непонятно! — разводит он руками. А затем добавляет: — Могу сказать об отце Сергии только хорошее!»
Православная активистка из Екатеринбурга Оксана Иванова считает, что сторонники схиигумена видят в нем «образ настоящего духовного человека, который имеет прямую связь с Богом и может что-то сделать». «Мой знакомый, очень обеспеченный человек, заболел раком, он пробовал лечиться в Израиле, а умирать все равно поехал к отцу Сергию», — такой пример приводит она. Многие участники общины Сергия действительно надеются на практическую помощь — исцеление от болезней или советы, как поступать в жизни. Образ схиигумена поддерживают обряды изгнания бесов, которые тот регулярно проводит. «Может быть, первое, что я [о нем] услышала, — он изгоняет бесов, причем коллективно», — говорит Ильина.
Сама она скептически относится к этому обряду, а схиигумена называет «актером»: «У него нету способностей [экзорциста]. Это постановка с использованием музыкальной вариативности голоса. Люди сосредотачиваются на фигуре, на звуках голоса и впадают в медитацию, транс».
На видеозаписях с обрядом изгнания бесов видно, что схиигумен достаточно вольно трактует обрывки фраз, которые вырываются у впавших в транс людей. Например, 13-летняя девочка в ответ на вопрос, когда в нее вошел «дух», отвечает: «Пять лет». «В пять лет вошел, дали ей планшет в пять [лет]! В пять лет она насмотрелась все, что можно, — фильмы ужасов, развратные фильмы!» — толкует ответ Сергий.
С большим сомнением относится к процедуре отчитки у схиигумена и высокопоставленный священник Екатеринбургской епархии, общавшийся с «Медузой» на условиях анонимности. «Прежде чем говорить об изгнании отцом Сергием бесов, надо бы найти кого-нибудь, кто реально был бесноватым, но в результате проведенного чина бес был изгнан. Без этого отчитки — это просто постановочное шоу. И недопустимое, потому что Церковь не принимает лжи», — отрезает священнослужитель.
Активистка Ильина считает, что основу паствы схиигумена составляют женщины разных возрастов — «девочки, девушки, тетки и бабки», а привлекает их сама личность отца Сергия: «Я ночевала как-то в монастыре. В трапезной стояли нары для паломников. Вижу, женщина лежит, прижимает к себе фото отца Сергия и молится. Я начала спрашивать кому. „К батюшке обращаюсь“, — отвечает».
Впрочем, судя по наблюдениям корреспондента «Медузы» в окрестностях монастыря и беседам с жителями Екатеринбурга, среди поклонников отца Сергия немало и мужчин, причем разного возраста. «Знает он подход к мужикам, особенно к таким средним бизнесменам. „Что у тебя есть? Давай за жизнь расскажу, пожертвуй“. Он умеет общаться, знает, на что давить», — говорит на условиях анонимности один из таких предпринимателей (публиковать свое имя он опасается, потому что «Сергия всякие опасные люди окружают»).
Самые медийные персонажи в группе поддержке отца Сергия тоже мужчины: хоккеист Павел Дацюк и актер, бывший участник команды КВН «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов. «Многие бизнесмены и даже очень влиятельные люди вышли из криминальных и околокриминальных кругов, они постепенно восходили по социальной лестнице. Отец Сергий им конгруэнтен, они обелялись в светской жизни — а он в духовной дошел, по их мнению, почти до святости. Это им понятно», — говорит общественница Оксана Иванова.
И она, и Раиса Ильина считают, что отец Сергий не может быть священником — он получил приговор за убийство, «его руки в крови», вторят друг другу женщины. «Существует жесткий канон — не может бескровная жертва быть связана с кровью, священник должен быть ритуально чистым. Он один такой из 400 батюшек в епархии. Такие люди [как отец Сергий] могут много чего в Церкви — быть влиятельными мирянами, монахами, но они не могут священнодействовать. Он неканонический священник», — объясняет Иванова.
Сергий и дети
Когда в 1985 году оперуполномоченный из подмосковного города Пушкино Николай Романов получил 13 лет заключения за убийство, кражу и грабеж, отбывать наказание его отправили в «милицейскую колонию» ИК-13 в Нижнем Тагиле. Уже там он проявил себя как православный активист и стал инициатором строительства храма. Романов вышел на свободу в 1997 году в другой стране. Сам отец Сергий не скрывает своего прошлого, он даже выпустил ролик, где объясняет, почему его все-таки рукоположили в священники; на то, по его версии, была воля патриарха Алексия II.
Православная журналистка Раиса Ильина в этом сомневается: «По словам Сергия ведь часто непонятно, виделся он с человеком в реальности — или это такое видение ему было». Она обнаруживает в неканоническом рукоположении прагматические причины. «Тогда храмы начали открывать, нужны были люди на всех должностях. Вот он и пригодился, стоял в храме Иоанно-Предтеченском, изображал такого агнца», — пытается она восстановить логику архиепископа Викентия, который рукоположил Николая Романова в священники.
Вскоре Сергий стал наместником мужского монастыря Святых царственных страстотерпцев на том месте, где якобы были захоронены остаки царской семьи, — в Ганиной яме. Место было статусное: туда приезжали иерархи Русской православной церкви за рубежом (ныне часть РПЦ), где Николай II и его семья уже тогда почитались как святые, иерархи самой РПЦ, крупные бизнесмены и чиновники. Сторонники схиигумена называют его первым наместником монастыря, однако Оксана Иванова утверждает, что этот статус принадлежит игумену Донату (Малкову).
Необычного наместника Сергия — деятельного и резкого в словах — стали замечать. Именно там, на Ганиной яме, проявился суровый нрав священника — Сергий повелел сломать колокольню монастыря: по одной из версий, он якобы обнаружил на ней сатанинский знак трех шестерок, по другой — счел строение по виду «католическим». Такие действия не понравились жертвователю монастыря — директору Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрею Козицыну, который способствовал изгнанию наместника.
Там же, на Ганиной яме, по словам Ильиной, отец Сергий призывал паломников уничтожать паспорта, в орнаменте которых видел те же три шестерки, и отказываться от имущества в пользу монастыря. Практики продолжились в новом Среднеуральском монастыре, духовником и строителем которого игумен был назначен. Настоятельницей обители, построенной в 2005 году, стала игуменья, кандидат психологических наук из Магнитогорского университета Варвара Крыгина.
Паломники продолжали приходить к отцу Сергию, а у монастыря появилось новое направление деятельности — прием детей-сирот, подростков, которые находились в конфликте с родителями. Отец Сергий и представители монастыря не скрывают, что несовершеннолетние и сейчас находятся там. «Стали пропадать дети — в основном подростки-девушки; стали их находить в монастыре, скитах», — рассказывает Ильина.
Журналистка знает, что в монастыре практиковались и физические наказания (об этом же говорила и бывшая послушница монастыря, отправившаяся в обитель вместе с журналисткой Ксенией Собчак). «Детей кормят, с ними разговаривают, в отличие от школьного учительского-собачьего языка, — детям это нравилось. Но если совсем ожесточаешься, уже просто бьют. Я говорила с иноком, у которого был такой функционал. Потом он находился в Верхотурском монастыре, прямо признавался: „Да, я бил!“» — возмущается Раиса Ильина.
Резонансные истории с воспитанниками монастыря появились быстро: например, дети участвовали в земельном конфликте между обителью и фермером Сергеем Крековым, на землях которого расположилась часть монастырского хозяйства. «Дети пытались устроить погром у нашего дома, таскали наши вещи, обзывались в мой адрес. При этом непонятно, что они делают в монастыре в разгар учебного года, занимаясь вместо учебы травлей людей», — говорила жена Крекова Дания Сулейманова.
Игумен для солидных господ
Покровительство консервативного владыки Викентия, которому нравились взгляды схиигумена, и части местного бизнеса позволяли отцу Сергию продолжать свою политику, несмотря на продолжающиеся скандалы.
Ситуация немного изменилась после после перевода Викентия в Ташкентскую епархию. Новым екатеринбургским владыкой в 2011 году стал митрополит Кирилл, ранее живший в Ярославле. «Это более светский человек, достаточно образованный, все происходящее [в монастыре] ему не очень нравилось», — говорит знакомый с этой историей человек, работавший в президентском полпредстве в Уральском федеральном округе.
Сергий, по словам источника в епархии, чувствовал, что с новым митрополитом ему сосуществовать будет трудно, поэтому отправился в Ташкент к своему прежнему покровителю, «но там что-то не сложилось». Подтверждения этой информации «Медузе» найти не удалось. СМИ обнаружили схиигумена в списках клириков Ташкентской епархии, однако официально в епархии отрицали, что Сергий был приписан к церкви в Узбекистане.
«Здесь [в Екатеринбурге] Сергий попросился за штат епархии — он мог служить, но фактически не был в подчинении Кирилла, он так чувствовал себя свободно», — продолжает его историю собеседник в епархии.
Социолог религии, научный сотрудник Исследовательского центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин называет отца Сергия «типичным продуктом екатеринбургской епархии». «Она поднялась на бандитских деньгах и деньгах крупных предприятий, здесь много разных акторов и они между собой грызутся», — объясняет он. Важная черта епархии, по его словам, — «культ царской семьи», так называемое царебожие. «Сектой царебожников называть нельзя — это оскорбительный титул. Кроме того, секта стремится выделиться во что-то самостоятельное, но о культизме говорить можно. Это фундаменталистская часть РПЦ, фундаменталисты отличаются от консерваторов тем, что они революционеры. Консерваторы хотят сохранить все как есть, фундаменталисты, апеллируя к прошлому, пытаются установить что-то новое», — говорит эксперт.
«Искупительной жертвы Христа недостаточно, а Николай II и его семейство помогли своей жертвой, — коротко описывает суть воззрений царебожников Оксана Иванова. — Идея всенародного покаяния жива в русском народе: вот покаемся и начнется нормальная жизнь». Царебожники считают Николая II и его семью «вторыми искупителями русского народа», подтверждает старший преподаватель Миссионерского института епархии Андрей Зайнуров.
Сам схиигумен о Николае II и его семье говорит немного, но в Среднеуральском монастыре установлен бюст последнему императору, а его портреты есть в келье отца Сергия. Уральский монах прославился на всю страну после того, как к нему в монастырь стала наведываться новая звезда российской политики — крымский прокурор Наталья Поклонская, активно почитающая царскую семью. Отца Сергия даже позвали на полуостров после его присоединения к России, где он в присутствии Поклонской и главы правительства Крыма Сергея Аксенова провел молебен.
В 2016 году Поклонская вышла на шествие «Бессмертного полка» с иконой Николая II, в 2017-м она организовала «молитвенное стояние» против демонстрации в кинотеатрах фильма Алексея Учителя «Матильда» об отношениях императора с балериной Матильдой Кшесинской. В самом Екатеринбурге в кинотеатр «Космос», где должны были показывать фильм, на автомобиле УАЗ въехал православный активист. При этом сама Поклонская принадлежность к царебожникам позже отрицала.
Впрочем, по церковным меркам в воззрениях Сергия «ничего слишком специфического нет», уточняет Митрохин: «Это тип катакомбного православия, которого до сих пор особо активно придерживаются на Донбассе, в черноземных регионах России: „Миром правят евреи, которыми управляет Антихрист, Московская патриархия им продалась“».
У общественницы Оксаны Ивановой, которая поддерживает официальную позицию екатеринбургской епархии, скептический взгляд на обращения схиигумена. «Наша епархия образцово-показательно переживает коронавирус — никто никому не запрещает служить, священники служат, как считают нужным. У нас была свобода, каждый взрослый человек решал сам, как ему поступить. Но от лица кого он тогда говорит, с какими запретами он столкнулся?» — недоумевает она.
Близкий к екатеринбургской епархии человек говорит, что среди прихожан спокойных воззрений поклонников отца Сергия было немного. Но у него есть своя преданная паства, и на нее наложенные на игумена санкции подействовали мало: последователи продолжили посещать его службы. Своего духовного отца не оставили хоккеист Павел Дацюк и бывший член команды «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов — оба остались в монастыре и после того, как отец Сергий «захватил» его. Человека, знакомого с Соколовым, такое поведение удивило. «Дима не радикал, а человек очень осторожный во всем, особенно в каком-то протесте, политике», — разводит руками он.
Сторонника схиигумена, строителя Алексея слово «захватил» очень возмущает: «Ну как это захватил? Он же его строил, люди деньги давали ему, чтобы он строил и служил!» Не убеждает его и исход из монастыря игуменьи Варвары и монахинь — главное, что есть храм, где отец Сергий служит.
Один из статусных екатеринбургских политиков на условиях анонимности заявил «Медузе», что отношения между Сергием и епархиальным руководством могли испортиться на почве денег. «Епархия, если честно говорить, не самая богатая — а тут столько денег стекается в одну обитель, ее лидер делиться явно не хотел», — рассуждает он. Сергию, по его мнению, ничего не остается, как повышать градус. «Связи у него есть, иначе бы так себя не вел!» — утверждает он, приводя в качестве примера таких связей «высокопоставленных московских силовиков».
Собеседник в депутатском корпусе называет в числе статусных духовных чад схиигумена вице-губернатора Свердловской области Сергея Бидонько и главу областного «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Жанну Рябцеву. Сам Бидонько публично признавал, что «общается» со схиигуменом: посещает монастырь, а сам отец Сергий навещает его. Однако вице-губернатор опроверг, что Сергий — его духовник. Рябцева анонсировала строительство на территории Среднеуральского монастыря «самого крупного православного храма в мире». Глава областного ОНФ действительно прихожанка Сергия, писал сайт Znak.com в начале 2020 года.
Однако Раиса Ильина в «серьезную крышу» отца Сергия не верит: «[Какой-нибудь] чиновник поддался на разговоры и уговоры, приехал [в монастырь], они его сфотографировали, если что-то сказал хорошее — записали на диктофон, вот и ходят мифы о его поддержке».
Культ личности
Депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев (партия «Яблоко») тоже не считает схиигумена серьезной фигурой, даже в масштабах области: «Это эпатажный человек, у которого налажены каналы финансовых поступлений». «Сергий достаточно харизматичный человек, но это уровень харизмы „вора в законе“», — рассуждает Киселев. Он обращает внимание, что в последних обращениях схиигумен рассуждает о политике, а не о церковных вопросах.
«Он стремится в политику, или не понимает, где политика, а где духовное — поэтому и начинается жесткий конфликт. Если бы Сергий комментировал какие-то религиозные догмы, спорил внутри Церкви, никому бы это не было интересно, его бы никто не замечал», — уверен Киселев.
Интерес к фигуре схиигумена, напоминает депутат, усилился во время эпидемии коронавируса. «Массовое сознание дестабилизировано. Идут расколы по разным линиям — поправки в Конституцию, карантин. Люди это чувствуют, их сознание тоже раскалывается, поэтому они стремятся к чему-то сильному, хотят получить однозначные ответы. Кто виноват? А вот жидомасоны виноваты. Вся эта власть виновата, чипирование проводят. Людям понятно, они не привыкли разбираться в чем-то глубоко. А покажи им виноватого, объясни причину самым простым способом, и люди неуверенные в себе подтянутся», — считает Константин Киселев.
У сторонников схиигумена некритичное мышление, соглашается Раиса Ильина: «Воцерковляться сложно, надо вползать в свои грехи, перестраивать свои отношения с миром, а здесь проще. <…> Человек не хочет анализировать причины, он ленив. Нужно придумать отвлекающую штучку, на которую можно все навесить: я несчастлив из-за неправильного паспорта, именно это причина моих бед. Как говорил отец Сергий — „кто с нами, тот спасется, остальные попадут в ад“».
Один из клириков Екатеринбургской епархии, общавшийся с «Медузой» на условиях анонимности (официально представители епархии не комментируют ситуацию до решения суда), охарактеризовал воззрения самого схиигумена как «пестрые и несамостоятельные». Однако «культ личности отца Сергия бесспорен», а «сам схиигумен этого не стесняется», признает он.
«Он эксплуатирует самые примитивные эмоции и неврозы — страха, тревожности, неуверенности, боязни свободы. Значительно проще считать, что в тебе бес, чем принять свою шизофрению и лечиться, — это касаемо нездоровой части паствы, — объясняет священник. — Пока он не раскольник, но близок к этому. Его вред — в подмене подлинной духовной жизни суррогатом. Пугать сионскими мудрецами легче, чем исполнять монашеские обеты о смирении и послушании. Его деятельность вредит, поскольку отвлекает последователей от Христа к человеку, пусть и священнослужителю».
Стратегия долготерпения
Андрей Зайнуров из епархиального Миссионерского института в беседе с «Медузой» замечает, что хотя пока называть отца Сергия и его сторонников сектой нельзя, некоторые признаки секты у них есть: наличие харизматического лидера, методов, которые позволяют быстро достичь «духовного просветления», «резкое отделения себя от окружающего мира». «Если они так будут действовать дальше, уйдут в раскол, то станут околоправославной сектой», — прогнозирует Зайнуров.
Сам схиигумен в обращении к митрополиту уже предположил, что епархии «придется выгонять нас из монастыря полицией и Росгвардией». Там же он назвал число находящихся в монастыре — 523 человека. «Из дома Пресвятой Богородицы я никуда не уйду. Мне, как и сестрам [монахиням], идти некуда. Чем мы вам так не угодили? Гроб у меня есть. Крест у меня есть. Гвозди у меня есть», — продолжает отец Сергий.
Оксана Иванова сомневается в силовом решении конфликта. Она называет действия епархии «стратегией долготерпения». Кроме того, она ожидает, что часть сторонников при усугублении конфликта покинет отца Сергия — как это сделала игуменья Варвара и часть монахинь.
Политолог из Екатеринбурга Федор Крашенинников, наоборот, считает, что даже небольшое число сторонников схиигумена способно создать власти — в первую очередь светской — серьезные проблемы. «Что такое воззрения РПЦ? Теплая водичка! В городе был скандал с храмом, когда власти поняли, что горожане не хотят видеть его на месте сквера, — они быстро поправились, в Церкви махнули рукой — будет новое место, и все. В случае с коронавирусом тоже так произошло — давай, дядя, закрывай храмы. Но в ситуации с Сергием дядя не отходит и не закрывает. Как в Апокалипсисе написано: „Ты ни холоден, ни горяч“ — это можно отнести к РПЦ сейчас. А Сергий горяч, и его сторонники мобилизованы!» — уверен Крашенинников.
Раиса Ильина опасается еще более радикального сценария — самосожжения в монастыре. На это могут указывать и слова схиигумена о том, что ему и его сторонникам «некуда идти», и их воззрения, что только находящиеся в монастыре спасутся, говорит она: «Обстановка [в монастыре] очень нехорошая. Их там много, они кучкуются, могут войти в солидарный транс. В 1990-е годы в чем-то схожая история была с Ново-Тихвинским монастырем и его наместником Авраамом (Рейдманом). У монахинь была такая духовная лидерша, монахиня Августа. Я ее спросила: „Если бы в монастырь зашли люди и попытались Авраама забрать, на что бы вы были готовы?“ — „Самосожжение!“» — вспоминает Ильина.
Социолог Митрохин возражает, что такие акции для РПЦ нехарактерны, но и он признает справедливость опасений, что сторонники отца Сергия могут «что-то устроить», поскольку сама Церковь не сможет пустить ситуацию на самотек. «Привычными» для РПЦ мерами он называет «поповский десант»: возле бунтующего монастыря или храма собираются несколько десятков крепких священников, входят в алтарь, а потом меняют замки в помещениях.
«После 17 июля страсти поулягут, можно будет попробовать убедить умеренных [сторонников Сергия] уйти из монастыря, — прогнозирует Митрохин. — В общинах, которые долгое время сидят в осаде, начинаются внутренние конфликты. Пока там остались те, кто считают Сергия главнее Церкви. Женщины, скорее всего, будут идти до конца, Но для мужской части нужно какое-то дело, сидеть несколько недель в монастыре на жаре уже становится не делом, а бездельем. Мужчины в обороне наиболее важны, но будут и наиболее договороспособны».
Исследователь указывает, что для Московской патриархии Сергий опасен не сам по себе, а как пример для других: «Подобного рода старцев — или, как их называют, „старчиков“ — довольно много. У них возникают мысли: „Проживем без епархии, будет монастырек, община“, — для них это привлекательно. Для РПЦ это совсем непривлекательно — она теряет инфраструктуру, а главное — структуру управления через епархии, на которой держится вся церковная конструкция. Пока „старчики“ видят, что к ним могут применить меры, они опасаются. Пример Сергия опасен тем, что можно устроить бунт, набрать столько сил, что привычные для РПЦ методы разрешения такого конфликта не работают».