Бюро Нормана Фостера много раз пыталось строить здания в России, но ничего не получалось Наконец, в 2020-м это произошло — рассказываем о «доме-ананасе» в Екатеринбурге
Осенью 2020-го в центре Екатеринбурга открыли штаб-квартиру «Русской медной компании». 15-этажное здание на улице Горького стало первой российской постройкой Foster + Partners — британского бюро во главе с Норманом Фостером, обладателем самых престижных профессиональных наград. 85-летний архитектор далеко не впервые работал с российскими заказчиками: в 2000-е он собирался строить небоскребы в Москве и Ханты-Мансийске, реконструировать территорию гостиницы «Россия», Новой Голландии, Пушкинского музея и многое другое. «Медуза» рассказывает, почему ни один из этих проектов не воплотился — и каким получилось первое здание Foster + Partners в Екатеринбурге.
Кто такой Норман Фостер
Британец Норман Фостер — один из самых известных современных архитекторов, главный представитель стиля хай-тек в архитектуре, для которого принципиально важно использовать в работах новейшие инженерные решения и подчеркивать структурную выразительность зданий. Фостер посвящен в рыцари британской короны и имеет титул лорда. В 1999 году архитектор получил самую престижную профессиональную награду — Притцкеровскую премию, которую ежегодно вручают за вклад в развитие архитектуры.
Фостер — автор стеклянного купола над Рейхстагом, лондонского стадиона Уэмбли, нескольких аэропортов и десятков небоскребов. Большую популярность получили офисные проекты архитектора: лондонскую штаб-квартиру Bloomberg на момент постройки в 2017 году признали самым экологичным зданием в мире, а расположенную поблизости башню 30 St Mary Axe, известную как «Огурец» или «Корнишон», называют наиболее узнаваемым высотным сооружением Лондона.
Сейчас Фостеру 85 лет. С 1967 года он возглавляет бюро Foster + Partners, в котором работает около 1400 человек. Одним из его постоянных клиентов стала Apple: архитекторы Фостера создают магазины компании по всему миру. В 2017 году студия создала калифорнийский кампус Apple Park — здание в форме кольца.
Вместе с Европейским космическим агентством Foster + Partners разработали надувной купольный дом для жизни на Луне, а для поездов Илона Маска — Hyperloop, транспортную инфраструктуру, которая может появиться в Дубае. Еще бюро сотрудничает с Boston Dynamics и даже использует робопсов компании в строительстве комплекса Battersea Roof Gardens в Лондоне.
К 2021 году бюро Фостера должно закончить павильон «Мобильность» на EXPO в Дубае, офисные комплексы на Парк-авеню в Нью-Йорке и в люксембургском городе Эш-сюр-Альзетт, 300-метровый небоскреб Национального банка Кувейта и штаб-квартиру китайской компании DJI.
Что Фостер не построил в России
В 2000-х Фостер начал получать заказы из России. Основным клиентом британца был бизнесмен и девелопер Шалва Чигиринский. По его заказу архитектор работал над реконструкцией Апраксиного двора и острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, проектом небоскреба-кристалла в Ханты-Мансийске и концепцией многофункционального комплекса на месте гостиницы «Россия» в московском Зарядье. Чигиринский также планировал построить в Москве две высотных башни Фостера: 612-метровую «Россию» в Москве-Сити и 450-метровый «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме.
Башня «Россия» стала бы самым высоким небоскребом Европы, а «Хрустальный остров» — самым вместительным сооружением в мире. Однако ни одно из зданий не построили. В Москве-Сити успели вырыть котлован и сделать часть подземных конструкций, но в 2008 году работы остановились из-за нехватки средств. Позднее на этом месте появился высотный комплекс Neva Towers по проекту бюро СПИЧ.
В том же 2008-м из-за финансовых трудностей Чигиринский отказался строить высотку в Ханты-Мансийске и московский «Хрустальный остров» — теперь это место занимает торгово-развлекательный центр «Остров мечты». В 2009 году активы Чигиринского арестовали, и он выбыл из участия в реконструкции Новой Голландии, а вместо Фостера к работе над комплексом подключилось нидерландское бюро West 8. Контракт на строительство в Зарядье был аннулирован по решению правительства Москвы, и на месте снесенной гостиницы «Россия» в 2017 году открыли парк «Зарядье» по проекту американского бюро Diller Scofidio + Renfro.
Фостеру не везло и с другими российскими заказчиками. По инициативе дирижера Валерия Гергиева он разработал культурный центр во Владикавказе, однако дальше проекта идея не продвинулась: власти Северной Осетии отказались от реализации из-за нехватки денег.
В 2008 году к архитектору обратилась Елена Батурина, жена тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова: для нее Фостер спроектировал офисно-жилой комплекс «Апельсин», ради строительства которого собирались сносить Центральный дом художника (ЦДХ) на Крымском Валу. Идею активно критиковали горожане и профессиональное сообщество, и после смены мэра в 2010 году к проекту не возвращались.
Еще одной большой московской работой Фостера могла бы стать реконструкция Пушкинского музея и строительство рядом с ним Музейного городка. Архитектурный критик Григорий Ревзин писал, что участию Фостера в этом проекте лично способствовала директор музея Ирина Антонова, а архитектора для нее «купил» предприниматель Михаил Куснирович. В 2009 году британец выиграл конкурс на проведение работ совместно с «Моспроект-5», но через четыре года отказался от участия. В официальном письме Foster + Partners объяснили это тем, что «музей на протяжении последних трех лет не подключал бюро к развитию проекта». После ухода Фостера Музейным городком занялось бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном.
Сейчас на сайте Foster + Partners указано только два российских здания. Это неосуществленная башня «Россия» и штаб-квартира «Русской медной компании» (РМК) — единственный проект студии Фостера, который удалось воплотить на территории России.
Высотка в самом центре
Штаб-квартира «Русской медной компании» находится в центре Екатеринбурга. Работа над зданием началась в 2012 году и завершилась недавно — сотрудники РМК заехали в новый офис в сентябре 2020-го. Сам Фостер лично не участвовал в проекте, непосредственным автором выступил один из старших партнеров бюро Foster + Partners, австралиец Люк Фокс. До екатеринбургского он уже занимался российскими зданиями, например, он был в числе тех, кто проектировал «Хрустальный остров», который должен был появиться в Москве в Нагатинской пойме.
РМК не раскрывает стоимость новой штаб-квартиры, однако издание «Деловой квартал» писало, что ориентировочная сумма составляет 12 миллиардов рублей. Изначально компания собирались реконструировать свое существующее здание на улице Луначарского, но затем новый офис решили построить с нуля: уже на подготовительном этапе стало ясно, что проект будет значительно больше существующего здания. Под строительство выделили участок на улице Горького — в десяти минутах ходьбы от Городского пруда и моста «Плотинка». Когда в 2014 году Foster + Partners опубликовали рендеры, выяснилось, что здание будет гораздо выше окружающих домов: в этой части Екатеринбурга преобладает низкоэтажная застройка, а офис РМК вырастает на 15 этажей.
В 2015 году во время обсуждения проекта председатель градсовета Екатеринбурга Михаил Вяткин заявил, что башня точно не впишется в ландшафт города, «как и другие сооружения Нормана Фостера не вписываются в архитектуру городов в разных странах мира». Но потом Вяткин добавил: «Это будет особенное здание, и, может быть, в этом и есть вся прелесть?» Более резкую оценку проекта тогда дали другие представители градсовета: Сергей Санок, сравнивший здание с «мягкой целлофановой блестящей упаковкой», и Андрей Рудаков, который назвал проект «худшей работой Фостера» и предложил архитектору поискать другое место для стройки.
Тем не менее критика не помешала строительству — власти одобрили проект, но с некоторыми оговорками. Одна из них касалась высотности: вне зависимости от планов РМК, штаб-квартира должна оставаться единственной доминантой в этом районе Екатеринбурга, строительство еще одного высотного здания рядом бы не согласовали. Также Вяткин заявил, что градсовет будет настаивать на сохранении двухэтажного особняка, который находился рядом со стройкой по адресу улица Горького, 61. Однако в том же году здание снесли.
В нынешнем виде построенный офис РМК практически не отличается от первоначальных рендеров. Foster + Partners остались довольны зданием: архитектор Люк Фокс на форуме TechnoBuild в Екатеринбурге сказал, что он и его коллеги «в восторге» от результатов, и подчеркнул, что им пришлось преодолеть множество препятствий, связанных прежде всего с уральским климатом.
Дом-ананас
Фасады — самая выразительная часть здания. Официально сооружение называется Diamond Building, но из-за формы и оттенка облицовки еще до окончания стройки екатеринбуржцы начали называть его «ананасом». Внешняя оболочка высотки состоит из 184 трехмерных модулей, граненая форма которых учитывает угол падения солнечных лучей зимой и летом в Екатеринбурге. Нижняя часть каждого модуля полностью стеклянная и пропускает много света в холодное время года, когда солнце низкое. Верхняя закрыта металлическими панелями и блокирует прямые солнечные лучи летом. На двух верхних этажах остекление отличается: там по центру фасада расположен логотип РМК с подсветкой.
На сайте бюро Фостера указано, что геометрия фасадов и других частей здания вдохновлена структурой кристаллической решетки меди. Заместитель генерального директора компании-генподрядчика А1 Алексей Байда рассказал «Медузе», что перед архитекторами стояла задача создать облицовку медного цвета, но от натуральной меди пришлось отказаться, так как со временем она зеленеет. Вместо этого они использовали ребристые листы нержавеющей стали, окрашенные в тон rosy gold — его отобрали из нескольких десятков вариантов и запатентовали.
Здание рассчитано на 450 человек. В холле находятся колонны из светлого архитектурного бетона. Руководство компании занимает верхние 14-й и 15-й этажи, остальные уровни поделены на шесть одинаковых двухъярусных пространств с центральными лестницами в виде буквы Y. На нижнем ярусе располагаются кабинеты по шесть рабочих мест, на верхнем — четырехместные. По словам Байды, чтобы продумать офисы, архитекторы исследовали уже прежние рабочие места сотрудников. «Представители бюро долго изучали, как люди взаимодействуют друг с другом и между отделами. Пришли к выводу, что каждая структура состоит из небольших групп от четырех до шести человек. После этого родилась идея типовых модульных этажей — атриумных пространств с нижним и антресольным уровнями», — говорит Байда.
Foster + Partners отвечали и за архитектуру, и за интерьеры здания. Мебель изготовили по эскизам студии с учетом эргономики: к примеру, диваны в общественных зонах проектировали так, чтобы сотрудник чувствовал себя комфортно, но при этом не сидел на них больше 30 минут, — об этом в ролике на ютьюб-канале РМК говорил главный дизайнер интерьеров Foster + Partners Алексей Неведомский. Диваны, как и остальная мебель, тоже были запатентованы.
Здание не стали огораживать забором. Однако, как рассказывала автор канала «Архиблог» Анна Мартовицкая, теперь на улице Горького «в поле зрения время от времени попадают охранники». За время стройки городские власти реконструировали соседние территории: на улице Горького появились велодорожки, а часть набережной Исети, которая находится рядом со зданием, благоустроили.
Штаб-квартира не единственный объект, в строительство которого вложилась «Русская медная компания». Организация строит спорткомплексы и ремонтирует детские сады, также на средства РМК достроят Христорождественский кафедральный собор Челябинска. В 2019 году компания была одним из главных спонсоров строительства храма Святой Екатерины в сквере у Драмтеатра в центре Екатеринбурга — того самого, строительство которого вызвало протесты. После них сквер исключили из площадок для строительства, а в голосовании за новое место победил участок на той же улице Горького, где находится штаб-квартира, но в нескольких минутах ходьбы.