Перейти к материалам
истории

«Считают зрителей безграмотными, тупыми, нелюбопытными идиотами» Что российские государственные и провластные СМИ писали про «Чернобыль»

Источник: Meduza
HBO / «Амедиатека»

4 июня американский телеканал HBO показал заключительный эпизод «Чернобыля». Это пятисерийный телефильм об аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствиях, который всего за пять недель обогнал по рейтингу на сайте IMDb «Игру престолов» и стал самым рейтинговым сериалом в 26-летней истории самого популярного сайта о кино и телевидении. Мы назвали шоу хроникой подвига — пусть не совсем достоверной, зато красивой, пронзительной и очень страшной. Но «Чернобыль» не только хвалят. Многие его критикуют, обвиняя в «программировании мозгов» и попытках очернить историческую память. Вот за что «Чернобыль» ругали российские газеты, сайты и телеканалы.

«Экспресс-газета»

«Правда о сериале „Чернобыль“»

Претензии

Журналист Юрий Ткачев называет сериал «историческим фейком» и «пропагандистской победой» американцев. По его мнению, шоу нацелено на «перепрограммирование мозгов молодого поколения».

Ткачев хвалит «Чернобыль» за внимание к деталям, но отмечает, что события намеренно выставляются авторами «в максимально черном цвете». Ругает он и отдельные эпизоды сериала. Так, к примеру, Ткачев утверждает, что Легасов никогда не прятал от КГБ пленки в мусорном баке. Критикует он и сцену с заседанием горкома Припяти в бункере станции: «Такого не могло быть даже теоретически».

Цитаты

  • «Сняли пиндосы действительно мастерски. Колоссальное, кропотливейшее внимание к деталям».
  • «Работники станции после аварии не бродили по территории, как обкуренные лемуры, впадая в истерику и плача горючими слезами».
  • «Что, ***** [нафиг]?! Авторы, вероятно, считают зрителей безграмотными, тупыми, нелюбопытными идиотами. И судя по буре восторгов, они знают, с кем имеют дело».
  • «Из Легасова попытаются сделать эдакого героя-разоблачителя. Ну да, ну да. Только вот повесился он потому, что его собратья-ученые как раз затравили за то, что он слишком поддерживал официальную версию».
  • «Если кто и выглядит в сериале супергероем, от которого исходит сияние, то это Михаил Горбачев, традиционно почитаемый на Западе как великий реформатор, покончивший с коммунистической идеологией. Ну кто бы сомневался».

«Российская газета»

«Расщепление мозгов. Фильмы о чернобыльской катастрофе снимать надо. Но какие?»

Претензии

В «Российской газете» опубликовали колонку Николая Долгополова. В материале его назвали «ликвидатором чернобыльской катастрофы» — на самом деле в Припяти в мае 1986 года он, по собственным рассказам, оказался в качестве спецкора. Долгополов залпом посмотрел четыре эпизода шоу, но пятый, заключительный, пока не видел — ему его не скачали.

По словам автора, подвиг русских и украинцев показан в «Чернобыле» относительно достоверно. Актерская игра ему тоже понравилась. Особенно он хвалит Джареда Харриса — исполнителя роли академика Валерия Легасова. Однако автора возмутило, что создатели сериала «малюют нас чернейшими красками».

Цитаты

  • «Но американцы не были бы американцами, не забив фильм полным, 100-процентным набором привычной своей русофобии. Где-то к третьей серии в главное действующее лицо превращается водка, которую поглощают стаканами». 
  • «Народ же выведен спившимся быдлом. И до такой степени, что немного найдется голливудских фильмов, в которых образ славянина выведен настолько отвратительными, тошнотворными красками».
  • «Еще в 1990-м вышел на киевской студии Довженко „Распад“ с Сергеем Шакуровым в главной роли. В 2011-м появилась картина Александра Миндадзе „В субботу“. Здесь мне трудно сохранять объективность. Фильм моего друга Саши Миндадзе о первом дне трагедии великолепен».
  • «Мы-то еще знаем и помним. А забудем, и будут наши потомки представлять все в апреле 1986 года случившееся по чужому американскому „Чернобылю“».

Бонус

Помимо колонки Долгополова в «Российской газете» вышла хвалебная рецензия на пилотный эпизод «Чернобыля». Вот что в ней пишут: «В сериале первые критики (не наши — зарубежные) уже нашли элементы пропаганды, а зря. В любой стране может возникнуть ситуация, когда руководство и власти пытаются умолчать правду. Как именно — вот в этом сильное место нового сериала».

«Аргументы и факты»

«Стена лжи. Сериал „Чернобыль“ — отличное оружие пропаганды»

Претензии

Редактор «Аргументов и фактов» Андрей Сидорчик обвиняет создателей сериала в намеренном искажении событий. В пример он приводит катастрофу вертолета, которая, по его словам, действительно случилась, но при совершенно других обстоятельствах.

Сидорчик подробно пересказывает эпизод с пожарным Василием Игнатенко в московской больнице и сравнивает его с доступными в интернете воспоминаниями его жены Людмилы Игнатенко. «В эту историю заботливой рукой сценаристов добавлена серая стена. Для чего? Для того чтобы показать, что советские люди — это не совсем люди».

Статья заканчивается критикой российского фильма «Движение вверх». В нем автор увидел те же «подленькие приемчики», что и в «Чернобыле».

Цитаты

  • «Подвиги „у советских“ совершались под дулами автоматов, а героев, сделавших свои дела, прятали куда подальше, за серые стены».
  • «Посмотрите на рейтинги — публика в восторге. А между делом, по ходу сюжета, ей скармливают и Голодомор, и сталинские репрессии, и советских солдат приравнивают к гитлеровским».
  • «Сравнить реальные документы и воспоминания с тем, что показывают на экране, многие просто не пытаются. Зачем? Сел к экрану, провел час и увидел „правду“».
  • «У нашей страны были большие победы и большие трагедии. Но никогда наш народ не был стадом безмолвных скотов, которых гонят на убой. И если эту мысль вам подают в красивой обертке, менее мерзкой она от этого не становится».

Другие тексты о «Чернобыле»

«Комсомольская правда»

«Сериал „Чернобыль“ — фильм о спасении шкур, а не душ»

Претензии

В своей колонке специальный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц вспоминает детство («[тема Чернобыля] была окутана ореолом священного, абсолютного героизма»), рассказывает о поездке в Припять и только потом переходит к критике сериала.

Претензии такие: «клюквенные сцены», фактические ошибки, исковерканный монолог Людмилы Игнатенко. Коц придирается к сцене в палате московской больницы, когда Людмила Игнатенко описывает мужу Красную площадь и Кремль, хотя сама смотрит на серую больничную стену напротив.

А вот так было в реальности, пишет Коц — и приводит цитату из первой главы книги «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич. Этой книгой, по его собственным словам, в первую очередь вдохновлялся сценарист «Чернобыля» Крейг Мейзин. Вот как Александр Коц пишет про Алексиевич в другой своей статье: «Человек с претензией на документальность своих произведений».

Цитаты

  • «Про детали… Я не помню в Припяти ни одной застекленной лоджии. Да и о стеклопакетах в 1986 году даже примерного представления не имели».
  • «Вертолет упал рядом с реактором не в первые дни, а 2 октября».
  • «Это сериал о том, как карьеристы из политбюро спасают свои шкуры ценой жизней униженных и порабощенных людей, воспрянувших от осознания важности своей миссии».
  • «Безупречный с пропагандистской точки зрения фильм. Но без человеческого нерва, от которого бы защемило сердце».

«Сериал „Чернобыль“ — подарок для конкурентов „Росатома“?»

Претензии

Специальный корреспондент отдела политики «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин сразу признается, что его хватило только на одну серию. Но так как он ел в Припяти «жареных кабанчиков» и читал мемуары ликвидаторов, то реальную «канву событий» вполне себе представляет.

Стешин задается вопросом: «Зачем ЭТО было снято?» Журналист быстро находит ответ — дело в том, что сериал «Чернобыль» выгоден конкурентам «Росатома».

Цитаты

  • «Главное преимущество „Росатома“ проявилось во время санкций 2014 года — наша полная автономность в получении и обработке своего топлива для АЭС».
  • «Сейчас, например, ветреная Болгария не может решить — съесть ей ягодку от „Росатома“ или забраться на елку „Вестингауза“?»
  • «Всему миру вдруг показывают вызывающий дрожь и ужас сериал „Чернобыль“. О том, как дикие, бестолковые и безалаберные русские устроили с помощью своих реакторов небывалую экологическую катастрофу в Европе».
  • «Сериал „Чернобыль“ для простой публики. Той самой публики, что выходит на митинги с плакатиками: „Не допустим второго Чернобыля“. А потом с ужасом смотрит на графу „электроэнергия“ в платежке за квартиру. Вот как в Литве, где по предписанию ЕС атомную станцию закрыли и разобрали японцы. Или на Украине, где есть свыше 100 атомных объектов, но судьба их пока непонятна».

Другие тексты о «Чернобыле»

«Россия 24»

Претензии (+ цитаты + претензии к претензиям + претензии к претензиям к претензиям)

Станислав Натанзон, ведущий программы «Вести» на государственном телеканале «Россия 24», раскритиковал «Чернобыль» за неточности вроде попавших в кадр стеклопакетов и застекленных балконов, которых не могло быть в 1986 году.

Эфир программы «Вести» о сериале «Чернобыль»
Россия 24

Кроме того, Натанзона не устроило, как в сериале показана история академика Валерия Легасова: «В действительности все было вообще не так». Натанзон утверждает: ученый не делал под покровом ночи аудиозаписей с описанием подробностей аварии и не прятал их «ни от какого КГБ». Наоборот, Легасов публиковал статьи в газете «Правда». В передаче даже показали отрывок статьи с его цитатой «Мой долг — рассказать об этом». Также Натанзон отметил, что академик повесился днем, а не ночью, как показано в «Чернобыле».

Ведущему не понравилось, что в сериале инженеры «бегают словно зомби», а заместитель главного инженера по эксплуатации Чернобыльской АЭС Анатолий Дятлов и вовсе изображен «диктатором».

Кроме того, в эфире принял участие ликвидатор аварии Владимир Асмолов. Он более 10 минут рассказывал о неточностях «Чернобыля».

На сюжет «Вестей» в своем фейсбуке обратил внимание журналист «Дождя» Илья Шепелин. Он отметил, что воспоминания Легасова в «Правде» сперва не стали публиковать. Шепелин заявил, что академик каждый день звонил знакомому корреспонденту газеты и спрашивал, есть ли реакция: «Реакции не было. Предложения Легасова тогда же загнобили в Академии наук. Ему, настоящему герою Чернобыля, Горбачев решил не присуждать звание Героя Соцтруда (хотя премировал его коллег)». В итоге, как написал Шепелин, «Правда» опубликовала записи академика лишь спустя две недели после его самоубийства в 1988 году.

В комментарии к посту Шепелина пришел сам Натанзон. Ведущий признал ошибку и заявил, что «про эту статью услышал в одном из чьих-то старых репортажей про Легасова и не дабл-чекнул». Натанзон пообещал извиниться и упомянуть ошибку в будущих сюжетах о «Чернобыле». Журналист подчеркнул: «Общей истории это не меняет».

Об этой истории написали многие российские СМИ:

На самом деле, как заметил пользователь твиттера Russia_calls (и приложил в качестве доказательства скан газетной полосы), статья Валерия Легасова под заголовком «Из сегодня — в завтра» действительно была опубликована в газете «Правда» 5 октября 1987 года, за полгода до его смерти.

Однако в этой статье вообще не упоминается авария на ЧАЭС: это размышления академика о проблемах перехода от индустриального общества к технологическому («Мы сейчас в изобилии получаем контрастные картины великолепных технических и организационных достижений и совершенно неприемлемых, противоречащих здравому смыслу хозяйственных или организационных деяний»).

А вот 20 мая 1988 года, уже после самоубийства Легасова, «Правда» опубликовала статью «Мой долг — рассказать об этом…». Она представляет собой сокращенный вариант расшифровок тех самых кассет, записанных Легасовым незадолго до смерти (с этого начинается первая серия «Чернобыля»). Автор предисловия к этой статье, тогда редактор отдела науки «Правды», в интервью «Новой газете» говорил, что кассеты Легасова, которые в сериале академик прячет в мусорный бак от КГБ, на самом деле предназначались ему.

А кто еще пишет о «Чернобыле»?

«Царьград»

  • «Голые зады тех же шахтеров — это уже в чистом виде выдумка студии, давно вошедшей в историю благодаря мему „Itʼs Not Porn… itʼs HBO“».
  • «Создатели сериала постоянно стараются не только обеднить состав ликвидаторов аварии, вместо тысяч ученых и руководителей разных уровней выставляя лишь Щербину, Легасова и вымышленную Хомюк, но и оглупить всю работавшую над решением проблем систему».
  • «„И все-таки русских надо унижать“, резюмируют создатели „Чернобыля“ — унижать правдой или тем, что ее имитирует, как этот сериал».

Forbes

Автор — Владимир Асмолов, ликвидатор из эфира «Вестей».

  • «Напомним молодому поколению зрителей, что в те годы в СССР как раз разворачивалась „лигачевская“ кампания по борьбе с пьянством: алкоголя не было порой даже на свадьбах».
  • «Не станем говорить о том, что самого термина „биоробот“ в то время не существовало, однако не было и кое-чего еще: никакого хаоса и блуждания обреченных солдат по крыше среди графитовых обломков».
  • «Вертолет, разумеется, упал не от радиации. ЧП произошло не сразу после взрыва, а в ноябре. Вертолет упал после того, как столкнулся с одним из трех 120-метровых кранов, использовавшихся для строительства саркофага».

Что еще почитать о «Чернобыле»?

Максим Иванов при участии Алексея Ковалева